Фото: Стражи правопорядка Алина и Сайга

Есть в календаре и такой праздник — не официальный, но, пожалуй, один из самых добрых. Человечеству есть за что быть благодарным собаке — уже давно она стала ему надёжным спутником, а заодно верным другом, способным скрасить одиночество и поднять настроение.

Эти четвероногие достают людей из-под завалов после землетрясений и техногенных катастроф, разыскивают пропавших и спасают тонущих. Много подвигов совершили  помощники человека во время Великой Отечественной войны, доставляя в нужные места важные грузы, военные донесения, боеприпасы и раненых бойцов. Они работали связистами, протягивая километры телефонного кабеля, миноискателями, истребителями танков, работали в разведке при захвате «языка». В диверсионной службе они занимались подрывом мостов вражеских поездов. Сегодня в мирной собаки несут службу в полиции, МЧС, вооруженных силах, работают на предприятиях нефтегазовой отрасли как биодетекторы утечки газа.

В Нязепетровском отделении МВД несут свою службу две немецкие овчарки — Сайга и Честер. Занимается с ними полицейский кинолог группы охраны и конвоирования изолятора временного содержания Алина Андреевна Баймухаметова — совсем молодая девушка, которая работает в полиции всего два года.

Алина из Верхнего Уфалея. После окончания школы она поступила обучаться по профессии «кинолог» в Уральский аграрный университет г. Екатеринбурга, который окончила с красным дипломом. Хотя, по словам девушки, сначала она хотела стать патологоанатомом, да отпугнул слишком длительный срок обучения. В итоге будущее определила давняя любовь Алины к собакам — сколько она себя помнит, в доме постоянно был четвероногий друг.

По окончании учёбы А. А. Баймухаметову сразу пригласили работать по специальности в Нязепетровское отделение полиции. После трёхмесячной стажировки, которую проходят все вновь заступившие на службу, девушку отправили на полгода на учёбу в Уфу.

— Учебу я проходила вместе с молодой собачкой по кличке Сайга. Мы успешно сдали все экзамены и получили все положенные документы, — рассказывает Алина. — А Честер в полиции давно — с ним работали кинологи, которые были до меня. Честеру уже 9 лет, он у нас «пенсионер», но по моей личной просьбе пса пока не списали, оставили на службе, потому что он способен работать.

Честер и Сайга специализируются на караульной и следовой службе: вместе с полицейскими сопровождают арестованных в СИЗО, охраняют обвиняемых, находящихся под следствием, и подсудимых на судебных заседаниях. Также обе овчарки пригодны к работе по расследованию краж и грабежей — если найдется какая-либо вещь, принадлежащая преступнику, собаку ознакомляют с запахом искомого человека, и она отправится по следу на его поиски. А благодаря тому, что служебные собаки обучены следовой работе, Сайга недавно искала женщину, которая потерялась в лесу.

В обязанности полицейского кинолога входит ежедневная уборка вольеров своих воспитанников и их кормёжка. При наличии свободного времени, когда нет конвоя, судов и прочего, Алина берёт своих питомцев на прогулку вдоль речки, чтобы позаниматься с ними, как она говорит, «без раздражителей».

— У нас в отделении часто бывают стажёры, а это — новые люди со своими новыми запахами. Я прошу новичка протоптать след, чтоб собаки поработали для тренировки. Бывает, прошу другого человека пересечь этот след, чтобы научить собак не отвлекаться на посторонний запах, чётко идти в нужном направлении. Если у нас есть задача позаниматься с раздражителями, то я выбираю другую местность — асфальт либо поляну, где ходят люди, — рассказывает молодой кинолог. — Ещё могу «пособирать» запахи: беру обычные хлопчатобумажные перчатки, раздаю сотрудникам полиции, чтобы немного их поносили, оставив тем самым свой запах. Потом выкладываю их в ряд по пять, десять или более штук, собака занюхивает определенный запах, и после этого по моей команде ищет в ряду парную перчатку. Также отрабатываем обычные команды послушания: «сидеть», «лежать», «ко мне», «рядом». Бывает, просто выходим поиграть. Мне нравятся эти двое!

Ежегодно каждая служебная собака сдаёт экзамен «на профпригодность», позволяющий понять, работает она или нет. Если экзамен будет провален, четвероногое отправят на дополнительную двухнедельную учёбу в центр кинологической службы, где специалисты помогут, поработают с животным. Если должного результата не будет, собаку выбракуют, спишут со службы, а кинологу выдадут другую.

— Я работаю здесь не так давно, и пока не столкнулась с этим, но знаю, что списанную собаку может забрать себе кинолог либо другой сотрудник полиции, предварительно подав рапорт непосредственно в кинологический центр, — рассказывает Алина. — Если дадут добро — собака твоя, если желающих забрать нет, собаку отправят в Челябинск.

У каждой собаки есть своё направление деятельности: кто-то больше пригоден к следовой работе, кто-то к работе с наркотиками или взрывчатыми веществами. В Нязепетровском отделении МВД нужны собаки именно по следовой работе — в нашем городе преступления, связанные с наркотиками и взрывчаткой, совершаются нечасто. Если всё же случается надобность в таких специалистах, вызывают кинологов из других близлежащих городов.

— Когда мы с Сайгушей приступали к учёбе в группе по следовой работе, она не знала даже элементарных команд — я с нуля обучила её общему курсу дрессировки. Следовой работе мою девочку научили специалисты-кинологи, которые с нами занимались, — рассказывает о своём профессиональном опыте А. А. Баймухаметова. — Начинали мы с малого, учились занюхивать запах — для собаки такая работа не из лёгких. Двадцать минут её работы по следу, когда она идёт и усиленно нюхает, равноценно двум часам её непрерывной пробежки по беговой дорожке. При этом собака очень сильно устаёт, ведь она не просто нюхает, а напряженно работает головой, безошибочно выбирая из всех различных запахов единственно правильный. Учтите при этом, что запахов она ощущает намного больше, чем человек. Мало кто знает и задумывается о том, какая у собак тяжелая работа.

Действительно, следовая работа — это самый сложный профиль подготовки, потому как для животного это очень энергозатратный процесс. Именно овчарки, прежде всего немецкие, в силу своего интеллекта, а еще больше — темперамента, лучше остальных работают по следу, на охране, в людской толпе. В различных ведомствах есть представители и других пород собак: бельгийская овчарка, русский охотничий спаниель, ротвейлер, лабрадор, доберман, но чаще всего — это немецкая овчарка. Подвижные, уравновешенные, не лишённые нужной доли злости, исключительно послушные, такие служебные собаки легко контактируют с человеком. Отправляя четвероногого «стража правопорядка» на задержание, полицейский кинолог должен быть уверен, что его подопечный  остановит убегающего подозреваемого, а когда будет нужно, отпустит его по команде. К примеру, не со всеми ротвейлерами такой номер пройдет — они излишне агрессивны, лабрадоры чаще работают в службах спасения, нежели в полиции, так как в их характере, наоборот, недостаточно нужной злости, а бельгийские овчарки чересчур переполнены энергией, из-за чего человеку непросто с ними совладать.

Собака на службе — тот же сотрудник. На неё выделяются средства, необходимые ей для питания, амуниции и других необходимых для несения службы предметов. На каждую собаку-профессионала в отделе заведено личное дело — специальная папка, куда входят ветеринарный паспорт и договор, где указано, что она содержится именно здесь и за ней закреплен определенный кинолог. Так что собачьи права и обязанности здесь почти человеческие.

Чтоб показать собаку, Алина вывела Сайгу из вольера на улицу в полном снаряжении. Изящная чёрная красавица, она не производила впечатления грозной собаки, лишь внимательно следила своим профессиональным оком за всем происходящим вокруг. Её воспитательница отмечает у Сайги ласковый и игривый характер, но это, по словам девушки, — до поры до времени, пока какой-нибудь назойливый любитель животных не полезет к ней со своими ласками. Не всегда выдерживая такое панибратство, Сайгуша может жёстко ответить. Поэтому Алина Андреевна предусмотрительно надела на неё намордник. По признанию девушки, к четвероногим воспитанникам невозможно относиться чисто профессионально:

«Я их просто люблю, и работа мне моя нравится. Честно скажу, что если бы меня позвали сюда работать не кинологом, а другим полицейским — я бы отказалась. Любовь к собакам всё и определила».

Сайга, полная достоинства, спокойно сидела возле своей хозяйки, не реагируя на снующих прохожих, и лишь изредка переступала с лапы на лапу. Вот что значит дрессировка! Хотя, скорее, это не дрессировка —  это воспитание личности!

Марина ЖУРАВЛЕВА

 

 

Поделиться:
Самые свежие публикации