Сейчас уже редко услышишь на гуляниях бойкие или задушевные переливы русской гармони, да и хорошие гармонисты — настоящая редкость. В нашем городе такой есть: переборы гармони А. М. Бородулина знают многие нязепетровцы.
Родился Алексей Михайлович в деревне Малиновке Красноярского края, в простой советской рабочей, но музыкальной семье: отец его был гармонистом-самоучкой, а дед хорошо играл на скрипке.
— Меня маленького всегда удивляло, где и как это дедушка — человек простой, да еще и из числа репрессированных — смог приобщиться к игре на таком инструменте? — говорит А. М. Бородулин. — Оказалось, он служил унтер-офицером в царской армии, и ему «по статусу» было положено уметь играть на скрипке.
Эх, играй-наяривай!
Алексею было лет семь-восемь, когда отец впервые дал ему в руки свою гармонь и показал незатейливую мелодию. Так сразу и на всю жизнь страстно заболел мальчишка русской песней и гармошкой. Играть учился самостоятельно, на слух — не зная нотной грамоты, сначала подбирал простенькие мелодии.
«Немного обучил меня игре на гармони муж моей двоюродной сестры. Мы по вечерам выходили на крыльцо, он напевал мне разные песни и подсказывал, как их играть, — говорит Алексей Михайлович. — Но в основном осваивал инструмент сам. У моего отца были прекрасные гармошки: сначала производства Ленинградской фабрики «Красный партизан», потом — тульская».
Щедро наградила природа А. М. Бородулина творческим талантом! Да и как можно было не полюбить гармонь, живя в деревне, богатой на музыкантов-гармонистов? Песня сопровождала людей в праздники и будни, под гармонь плясали и пели, грустили и радовались, любили и страдали.
— Поздним вечером, когда народ после работы возвращался домой, наша Малиновка наполнялась переливами гармошек и песнями — с разных сторон доносились разные мелодии, — рассказывает Алексей Михайлович. — А какие были вечерки, посиделки под гармонь!..
Мужчина вспоминает, что парни, поссорившись с девушками, частенько объявляли им бойкот — переставали на вечерках играть на гармони. Тогда девчата бежали к маленькому Алексею, который уже вовсю умел играть. Услуги мальчишки щедро оплачивались.
«Мне давали пять, а то и десять копеек, — рассказывает гармонист. — На эти деньги можно было купить целый кулек леденцов».
Когда старшие ребята узнали, что их подружки бегают к Алексею, пригрозили:
«Лёшка, будешь еще им играть — наложим крапивы в штаны!».
После отказа Алексея гордые девчата шли «за музыкой» к деду. За его игру на скрипке «платили» бидоном бражки.
— Хорошо помню, как дедушка играл, и в какой-то момент он так проводил смычком по струнам, что скрипка отчетливо выдавала «Вы-пить!», — смеется А. М. Бородулин. — Тогда деду подносили стакан с бражкой, он с удовольствием выпивал и продолжал играть — до следующего «Вы-пить!».
Помнятся музыканту и гуляния местных казаков: когда мужчины собирались вместе да дружно затягивали под гармонь сибирскую народную «Чалдоночку», стекла дрожали в окнах и мигали электрические лампочки.
Одаренный музыкальным слухом, Алексей в подростковом возрасте параллельно с игрой на гармони самостоятельно освоил и гитару, которая тогда вошла в моду, а в годы армейской службы — баян.
— Я служил на советско-китайской границе, и у нас на заставе было еще два Алексея — Зятиков и Бурдалов (они призвались на год раньше). Они оба так виртуозно играли на баянах! А ведь тоже были самоучками, — рассказывает А. М. Бородулин. — В те годы на границе было неспокойно — как раз шел вооруженный конфликт из-за острова Даманского, и нам, солдатам, конечно, было не до развлечений. И все же мы по вечерам в свободное время, которого было не так уж и много, собирались в курилке и пели. На всю жизнь запомнил я игру армейских товарищей-баянистов!
Руки не для скуки
После службы в армии Алексею Михайловичу стало не до музыки: нужно было устраивать жизнь. По приглашению двоюродной сестры он переехал в г. Асбест Свердловской области, устроился там на работу. В 1975 году Алексею выдалась командировка в Нязепетровск, он приехал да так здесь и остался — встретил свою судьбу.
— После женитьбы я лет двадцать не брал в руки гармонь — некогда было, — говорит музыкант, — а потом снова заиграл.
А. М. Бородулин не только играть умеет, но и починит любую гармошку. Сначала восстанавливал старинные гармони, купленные для собственной коллекции, а потом и другие музыканты стали приносить ему в ремонт свои инструменты.
— Я этим занимаюсь не ради наживы, а для души: жалко видеть, как гармошки приходят в негодность, ведь для меня они — живой организм, который умеет чувствовать, — объясняет Алексей Михайлович.
Наверное, именно такое отношение музыканта к инструменту и делает его игру особенной, уникальной.
— Ко мне как-то пришел один наш местный гармонист и попросил сыграть для него. Я удивился: ведь сам музыкант и не самоучка, как я, а с образованием, — рассказывает А. М. Бородулин. — А он ответил: «Я скучно играю — по нотам, как нас учили, а у Вас музыка прямо из души льется».
Сегодня самобытный гармонист и сам дает уроки игры.
«Ко мне уже три раза приезжал преподаватель Миасского музыкального колледжа, руководитель тамошнего народного коллектива: сначала привозил гармонь на ремонт, а потом приехал уже со своими студентами, — рассказывает Алексей Михайлович. — Я играл им старинные мелодии, которые сейчас уже нигде не услышишь, которым не научат и в лучших музыкальных вузах».
Благодаря таким гармонистам, как А. М. Бородулин, гармонь в наше время и сохраняется как народное достояние, не уходит в прошлое.
«Я всегда смотрю музыкальные передачи и испытываю огромную радость, когда слышу песни, которые так любил играть на гармони я сам в далекие годы детства и юности, — говорит мужчина. — Жаль только, что гармонь сейчас приобретает популярность в крупных городах, а в деревнях и селах редко встретишь человека, который мог бы играть на этом инструменте».
У самого музыканта сегодня в доме пять гармоней: серийная тульская гармонь, вятская, две гармони ручной работы и трофейная немецкая гармонь времен Великой Отечественной войны. И к каждой — самое трепетное отношение.
— У меня доходило и до двенадцати штук, — улыбается гармонист. — Для чего так много? Потому что у них у всех разное звучание, и одна и та же мелодия из них льется по-разному. На этой, например, лучше играть спокойные мелодии, на этой, наоборот, — веселые.
И вот берет Алексей Михайлович в руки гармони, одну за другой, и вырываются из цветастых мехов бойкая «Кадриль», казачья народная «Ой, то не вечер», старинный вальс «На сопках Маньчжурии», задорная частушка и на десерт — «Цыганочка с выходом». Аж ноги сами в пляс!
Оксана КОТОВА
Всем Доброго времени суток у меня назрел вопрос. Когда будет установлена вышка Теле 2 в деревне Нестерово? Мне кажется мы три года будем ждать.
Добрый день! По информации на сайте госуслуг работы должны провести до конца этого года. Направили запрос, как получим ответ — подготовим материал.
Светлана, добрый день! Как сообщили в компании «Ростелеком», работы по подключению станции связи 4G/LTE в д. Нестерово планируют завершить к 1 сентября 2023 года.