[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
На окраине села Калиновка стоит большой добротный дом, где проживает ветеран педагогического труда Р. Н. Щербинина. Но дома Раису Николаевну мы не застали, сильно удивились, когда ее сын Константин сказал, что она… на стадионе.
Стадионом, как выяснилось, называют площадку с самодельными футбольными воротами. Раиса Николаевна очищала граблями от старой травы футбольное поле. На вопрос: «Зачем Вам это?» она ответила: «На лето до 25 детей приезжают в деревню, их нужно чем-то занимать, а мячи у меня есть». Не факт, что дети из центра деревни будут прибегать за околицу, чтобы погонять мяч, но желание сделать жизнь лучше у Р. Н. Щербининой так велико, что она не считается со своим возрастом, здоровьем и силами. А ещё она здесь же, рядом возрождает фруктово-ягодный сад.
А сад был
По сведениям, которыми располагает Раиса Николаевна, на берегу реки Балабаш был сад, который принадлежал жителю Калиновки Глушкову. От названия реки взяли название пруд и улица Пролетарская, в народе прозванная Балабаш. Почему Балабаш, сегодня уже никто сказать не может.
Сад помнит уроженец Калиновки М. И. Голдырев. Мальчишкой он с ребятами бегал играть за околицу. Там после работы собирались мужчины, а в выходные приходила вся деревня. Играли в «шарик». Шарик вытачивали из корня дерева, изготавливали биты, делились на две команды, с одной стороны шарик подкидывали, а соперники должны были шарик сбить. Также играли в «чижика», «попа-гонялу». Михаил Иванович рассказывает, что мальчишки постепенно внедрялись в команды взрослых, а потом научились играть так, что «давали фору мужикам». Наигравшись, бежали в сад.
Сад был большой, там росло все, а вокруг — изгородь. Мальчишки поначалу намеревались лазить туда «на физирку», но хозяин, человек очень доброжелательный, сказал:
«Приходите помогать собирать или лучше спросите, я вам всё дам».
И у них сразу отпала охота разорять сад. Мальчишки уходили домой с карманами, набитыми яблоками и грушами. Михаил Иванович не утверждает, но, как ему помнится, Глушкова пригласили куда-то в южный район Челябинской области на работу садовником. Его дом, последний в улице, был продан. Новым хозяевам сад был не нужен, а в дальнейшем и дом разобрали.
И один в поле воин
Освоение территории бывшего сада Раиса Николаевна начала с уборки бурьяна, заросли которого были выше головы. От старого сада остались клёны, липы, ирга и красная смородина. Купила в Нязепетровске шесть яблонь, в первую же зиму пять из них сильно пострадали от зайцев, перенесла их домой, отходила. Оставшаяся яблонька, видно, в благодарность за любовь и заботу в прошлом году одарила хозяйку первым урожаем — пятью яблочками. Осенью Раиса Николаевна собирается посадить ещё одно деревце.
Здесь растут также кусты жимолости, смородины, крыжовника. Первые кустики были приобретены на рынке, а затем Р. Н. Щербинина стала их черенковать. Молодые кустики поливает сын. Раиса Николаевна очень полагается на его помощь, не обязывает, не настаивает, а пытается заинтересовать. Радуется вместе с ним, когда растение приживается. Знания по садоводству Раиса Николаевна черпает из журналов, радиопередач.
Не только благородными идеями движима Раиса Николаевна, а больше личными побуждениями.
«Хочется подольше пожить, чтобы помочь своим детям, а для этого нужно постоянно быть в движении и трудиться», — говорит она.
Р. Н. Щербинина верит: сад будет, и прибегут сюда дети, чтобы побегать, поиграть, поесть ягод.
Наталья СМИРНОВА