[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Герой нашей публикации Михаил Лазарев рассказал, как ему служилось в армии поваром в самые дефицитные и голодные годы рубежа 1980-х и 1990-х.
На это сытное и во всех отношениях теплое место Михаил попал согласно полученному за несколько месяцев до повестки диплому повара-кулинара.
Выбор на профессию повара у Михаила пал почти случайно: после 8 класса он задумал поступать в художественное училище, но не прошел по возрасту. Обе его старшие сестры на тот момент уже работали поварами, и он решил пойти той же дорогой. А после окончания училища сразу направился в военкомат.
— Меня направили в город Киров, где я проходил службу с 1989 по 1991 год. Наша войсковая часть была учебной — через нее постоянно шел поток новобранцев, которых после курсов молодого бойца распределяли по другим частям, — начал свой рассказ Михаил.
Сам он, как полагается, сначала тоже прошел курс молодого бойца, а потом сразу попал на кухню, да еще в самое ее сердце — прямо к жаркой плите. Да и куда еще могли определить новобранца с дипломом повара 4 разряда?! Из призыва было несколько человек с кулинарным образованием, но до этой должности был допущен именно Михаил, так как кроме корочек проверялись реальные профессиональные навыки, ведь кормить целую войсковую часть — почетная задача!
Взвод особого назначения
Хозяйственный взвод, к которому относятся кухонные работники, в армии считается одним из самых уважаемых подразделений, поскольку обеспечивает бесперебойное функционирование всех жизненно-важных объектов части. В те годы к хозвзводу относились водители, электрики, сварщики, кладовщики и другие, на эти ответственные должности направляли служить только тех, кто уже имел специальность.
Попасть в хозвод считалось большой удачей — для этих солдат не было ежедневной строевой подготовки, не надо было мерзнуть на плацу, бегать по лесу в снег и дождь. Жили все в общей казарме, но у хозвзвода был свой, особый, режим дня.
— В составе хозвзвода кухонных работников было восемь человек. Нас, поваров, на всю часть всего двое, а солдат в части около тысячи, но работали мы в одиночку, посменно. Когда поступали новобранцы, готовить приходилось и на две с половиной тысячи солдат, а для офицерского состава был свой, гражданский, повар. Я чаще работал в ночную смену, готовил завтраки. Смену принимал с вечера, ночью готовил, утром отстоял на раздаче, полдня поспал, полдня свободен, — вспоминает Михаил.
В задачи повара входило только приготовление пищи, всю остальную работу выполняли помощники — кухонная хозгруппа. Один мыл посуду, другой накрывал столы и мыл пол в столовой, третьи делали заготовки продуктов. Отдельная, почетная и уважаемая на армейской кухне должность — хлеборез. Ежедневно целыми днями он только и делал, что резал хлеб — тысячи кусков хлеба в день! Делать это приходилось вручную, так как специальная машина-хлеборезка была капризной и резала только подчерствевший хлеб, а свежий просто мяла. А еще нужно было надавить маслодавкой — специальным порционным шприцом — каждому ровно по 20 граммов сливочного масла.
— Все остальные солдаты, конечно, нам завидовали. Им казалось, что мы на кухне только и делаем, что ничего не делаем. Но когда солдаты попадали к нам на кухню чистить картошку, то видели, какая это безостановочная работа и какая большая ответственность. Ежедневно нашу работу принимал дежурный по столовой, а раз в месяц из медсанчасти приходили с проверкой. Бывали у нас и форс-мажоры, когда что-то не получилось как надо — человеческий фактор никогда нельзя исключать. В таких случаях приходилось выкручиваться, чтобы ничего не узнал наш непосредственный командир — начальник по столовой, — продолжает рассказ Михаил.
Для чистки картошки ежедневно с роты направляли солдат, но это было не наказание, а непременная для всех трудовая обязанность. С самого утра до вечера они чистили картошку, овощи, лук. Картошки, бывало, приходилось чистить и по две ванны, объемы овощей измерялись большими баками.
Еда в части готовилась в больших электрических котлах по 250 литров. В них готовили и первое, и второе, и напитки. Котлеты и рыба жарились в огромных глубоких электросковородах.
Щи да каша?
Меню в армии было, конечно, не такое разнообразное, как в обычных столовых, но Михаил вспоминает, что солдат в те годы кормили хорошо:
— Это были годы самого жесткого дефицита, а у нас он не ощущался: всегда была гречка, которой тогда нигде на гражданке не было, не существовало проблем с мясом, тушенкой. У нашей части было свое подсобное хозяйство, где выращивали не только овощи, но и держали свиней. На складе всегда имелись бочки с солеными огурчиками. Не бывало в меню курицы, но зато регулярно подавалась рыба. На обед обязательно был салат.
Однако армия есть армия: каши все-таки были на воде, а картофельное пюре нередко делали из порошкового картофеля, который поставлялся мешками.
— Это сейчас всюду химия, а тогда вкусовые добавки не использовали, поэтому такое пюре было, прямо скажем, неприглядным. Но при этом мы, дипломированные повара, стремились вводить новшества в повседневный рацион: например, придумали раз в месяц устраивать день национальной кухни, — добавляет Михаил.
Иногда подобные инициативы могли закончиться казусами. Однажды повара с помощью солдат с вечера настряпали пельменей на полторы тысячи человек. Дело было в марте — вечером было холодно, и пельмени вынесли на улицу замораживаться, а наутро случилась оттепель, и все пельмени слиплись так, что варить их пришлось прямо с алюминиевыми подносами, а потом резать, как пироги. В другой раз решили угостить всю часть шашлыками, но после нескольких часов приготовления по всем правилам сдались и оставшееся мясо просто жарили на сковороде.
И варенье из шишек!
Армейская кухня дала Михаилу бесценный опыт работы в общепите: после окончания службы он вернулся в родной Нязепетровск и поступил работать поваром в школу № 27, а затем несколько лет трудился в одном из ресторанов Челябинска. Сейчас в нашем городе эта профессия, к сожалению, не дает необходимого уровня зарплаты, и Михаила Лазарева в Нязепетровске знают как мастера на все руки: он и с берестой работает, и мебель собирает, и ремонт может сделать, а в прошлом году для новогоднего городка вырезал изо льда красивейший трон. Свои профессиональные кулинарные знания Михаил применяет не только в кругу семьи: в 2019 году он стал участником районного кулинарного конкурса «Вкусный семейный рецепт», на котором в числе прочих приготовленных им вкусностей угостил гостей вареньем из шишек.
Елена СЕВЕРИНА