А.Г. Шелыгина
В трудах и заботах прошла жизнь А. Г. Шелыгиной

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Мать родила Александру Гавриловну в поезде, когда в очередной раз ездила к мужу, служившему в армии. Тогда срок службы составлял 25 лет, жены ездили к мужьям, жили там. Увидев дочку, Гаврила Леонтьевич сказал жене: «Наташа, береги ее, она будет нам опорой в жизни». Он словно почувствовал в дочери сильный характер, жизненную стойкость и волю.

«Я нашла тебя!»

Александра Гавриловна родилась в многодетной крестьянской семье: у супругов Гаврилы Леонтьевича (1888 г. р.) и Натальи Кузьмовны Борисовых было шестеро детей. Отец участвовал в первой мировой войне, был тяжело ранен и в Шемаху вернулся инвалидом: у него были ампутированы левая рука по локоть и левая нога по колено. Но он не пал духом. С протезом на ноге, с приспособлением из ремней на левой руке, чтобы держать орудия труда, принялся за хозяйство. Хозяином он был упорным, целеустремленным и рачительным.

Родственниками их хозяйству были подарены корова и лошадь, и надо же такому быть — они принесли приплод: 2 теленка и 2 жеребёнка! Отцу как фронтовику дали лес, семья построила новый дом вместо избушки, где ютилась раньше. В колхоз Гаврила Леонтьевич не пошел. Купил у башкир 40 десятин земли, засеял их пшеницей, горохом, овсом. Хозяйство крепло и попало в разряд кулаков. Отца посадили, а хозяйство описали. Это было трудное для семьи время.

Восьмилетняя Александра не могла смириться с тем, что отца забрали, очень жалела его, тосковала. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, стала искать. Писала в Уфу, Полдневую, Сатку. Узнав, что в Сатке есть лагерь, где содержатся заключенные, не побоявшись, поехала туда. С собой взяла многочисленные котомки с провизией, которые собирали всем миром. В Сатку приехала ночью. Бараки с заключенными были окружены забором. Найдя лаз, протолкнула узлы, потом пролезла сама. Охранник удивился появившейся неведомо откуда девочке.

«Я отца ищу, мне надо его увидеть», — объяснила она.

И столько в её голосе было мольбы, отчаяния и горя, что не смогли ей отказать, привели в помещение и попросили подождать до утра. Утром заключенных группами выводили во двор. Заметив Гаврилу Леонтьевича, Александра с криками и рыданиями бросилась к отцу, повисла на нём: «Тятя, тятенька, я нашла тебя!..».

Увиденное в бараке повергло ее в шок: он кишел вшами, клопами… Александра добилась, чтобы истопили баню, вскипятили воду, после чего облила кипятком кровати, постельные принадлежности. Работала, пока не навела порядок. Кормила отца и его товарищей привезенными продуктами.

Позднее отца перевели в Уфу, где он работал кладовщиком. Потом он рассказывал, что им заинтересовался кто-то из милицейских: почему инвалид войны находится в заключении? Его дело пересмотрели и освободили.

Замужество и быт

После освобождения отец шил сапоги, туфли, вместе с детьми жег известь, гнал дёготь, занимался подсобным хозяйством. Александра поступила работать в лесничество: сажала деревья, собирала шишки, участвовала в лесозаготовках. На одном из собраний её признали лучшим работником — добросовестным, старательным. Присутствовавший на собрании водитель Павел Шелыгин приметил хорошую девушку. Пришли сваты. Кто-то ей сказал: «Иди, Саня, отца у них нет, мать больная, трое детей. Помощь им нужна…». Кто знает, симпатия к будущему мужу или женская жалость толкнули ее к замужеству. В 1937 году молодые сыграли свадьбу.

Когда Александра пришла в дом мужа, её поразила крайняя бедность. На «свадебные» деньги купила мужу, ходившему в лаптях, ботинки.

«Чтобы лапти больше не видела. Будешь носить лапти — уйду от тебя», — наказала утром, провожая его на работу.

Наступила суббота — банный день. Свекровь говорит:

«Саня, в бане есть колода небольшая. Посыпь туда золы и кипятком залей». Значит, для мытья будет щелочь.

Александра удивилась: в их семье такого не было. Принесла из родительского дома куски мыла, нарезала их на кусочки, положила к умывальнику и для бани подготовила. Свекровь тут же побежала к соседке с восклицанием: «Дунюшка, молодая-то с мылом!». И Дунюшка получила в подарок кусок.

Так молодая жена стала обустраивать семейный быт. Через три года совместной жизни Павла Владимировича забрали в армию, а затем началась война. На руках Александры Гавриловны остались дочка Лиза, 1939 г. р. (потом в шестилетнем возрасте она умерла), и свекровь. В годы войны работала на лесозаготовке на Сказе, куда из Шемахи ходили пешком. А дома — хозяйство, больная свекровь, но у Александры Гавриловны на все хватало сил. Своя мама, Наталья Кузьмовна, умерла в 1942 году: простудилась во время строительных работ на дамбе при железоделательном заводе и заболела туберкулезом.

А. Г. Шелыгина вспоминает, как работали в леспромхозе так называемые трудармейцы, голодные, обессилевшие. Очень многие из них умирали. На Руси жалость означает даже больше, чем любовь. Вот этим чувством обладает Александра Гавриловна. Заприметила она среди трудармейцев молодого паренька, очень похожего на брата Ваню, который погиб в конце войны. Каждый день собирала для него узелок и подкармливала. Впоследствии он назвал ее мамой и со слезами благодарил.

Старший брат Александр умер, вскоре умерла его больная жена, остались две девочки. Старшенькую определили в детдом, а младшую, Наташу, Александра Гавриловна взяла в свою семью.

В 1946 году вернулся с войны Павел Владимирович. У супругов родилось пятеро детей, которых они воспитали хорошими людьми.

Последние десять лет до пенсии Александра Гавриловна трудилась на хлебопекарне: пекла хлеб, работала уборщицей. Всё делала быстро и тщательно. Бывало, вымоет деревянные лотки для хлеба — они янтарём сверкают. В апреле 1972 года ушла на пенсию.

Александра Гавриловна — труженик тыла, имеет много юбилейных медалей ко Дню Победы. Она любит этот праздник, всегда бывала на митингах, концертах, выступала с воспоминаниями и поздравлениями.

А в глазах — стремление к жизни

В 1995 году семью постигло большое несчастье — сгорел дом, а в 1996 году умер муж. У Александры Гавриловны хватило сил пережить всё и жить дальше. Нянчилась с детьми сына Володи, а потом с правнуками. Сама управлялась с огородом, растила цветы под окошком, вела дом. Ей было уже за девяносто, а она сохранила трудоспособность, дома всё делала да еще соседям на огороде помогала, поражая их своей проворностью и умением.

Недавно Александра Гавриловна схоронила сына. Это горе подкосило её. Она упала и сломала шейку бедра. Сейчас за ней ухаживает младшая дочь Нина.

У Александры Гавриловны ясный ум, она помнит многие даты, события, эмоционально рассказывает. Смотришь в её живые черные глаза и видишь в них жизнь, стремление к ней. Удивительнейшая женщина!

Поздравляем Александру Гавриловну со 100-летним юбилеем! Долгая жизнь дается добрым, хорошим людям, живущим в согласии с собой, с окружающими людьми и миром. Желаем любви, заботы детей, внуков (у Александры Гавриловны 10 внуков, 15 правнуков и 3 праправнука), добра, радости в каждом дне. И пусть в глазах горит огонёк жизни.

Г. БУРЛАКОВА, председатель Совета ветеранов Шемахинского сельского поселения

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *