[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Как мало мы знаем о тех женщинах и детях, которые в годы войны, пережив горечь утраты, продолжали трудиться, создавая надёжный тыл, а в годы послевоенного восстановления стали опорой государству в восстановлении сельского хозяйства.
«Не в чем было ходить»
Зоя Зиновьевна Поздеева — коренная жительница деревни Ташкинова. Родилась в 1936 году. Она была совсем маленькой, когда от тифа умер отец. Жили с мамой в маленькой избушке. Окончив четыре класса в Ташкинова и сдав экзамены, Зоя перешла в пятый класс Межевской школы. Однако продолжать учёбу не стала, хотя мама и настаивала на этом.
«Не в чем было ходить», — объясняет Зоя Зиновьевна.
Ей не было ещё одиннадцати лет, когда она набрала группу маленьких телят — 30 голов, отпаивала обратом, сено давала, чистила. Первое лето пасли «на Акишевой», выгоняли на пастбище рано.
«Бывало, задремлешь — телята рядышком на полянке, проснёшься, а они уже далеко ушли, приходится догонять», — рассказывает Зоя Зиновьевна.
А на второе лето пешком ушли на Аюш, с весны до глубокой осени она взращивала там своих питомцев.
«Набрала маленьких, а пригнала уже стельных», — радуется своему достижению Зоя Зиновьевна.
Телочек забрала, каждую поставили в стойло, дождалась от каждой отела, в дальнейшем эта группа стала лучшей на ферме. В 1986 году Зоя Зиновьевна получила звание трехтысячницы по надоям молока.
«К сожалению, наша молодёжь ничего не умеет делать и не стремится работать», — сетует Зоя Зиновьевна.
Трехтысячница
До своего пятнадцатилетия, пока не устроилась дояркой на ферму, Н. А. Ахманаева какую только «работу не переработала»! Нина Анатольевна была рослой, поэтому выглядела взрослее, даже не помнит, сколько ей было лет, когда её поваром на сенокос забрали. Также пасла телят, овец.
Отец погиб в 1944 году в Белоруссии, мама работала в Рябиновке на конезаводе, в разные смены, поэтому они с сестрой жили в Межевой у родителей отца. Окончила четыре класса Межевской школы. Каждое лето трудилась в колхозе, чтобы помочь маме, на иждивении которой было двое детей и старики-родители.
«Одно лето овёс на складе принимала. Его всё везут и везут, а никуда дальше не отправляют. Кучи уже прорастать начали, бухгалтерия грозится мне в счёт поставить», — вспоминает Нина Анатольевна.
Положение спас бригадир В. Н. Орлов, поставив условие: если Нина Анатольевна пойдёт на ферму коров доить, он снимет с неё ответственность за сохранность овса. Ферма была в Загоре, дали группу первотёлок — 15 голов.
«Ох и поревела я с ними», — говорит Нина Анатольевна.
Приезжал Владимир Николаевич, помогал доить, так постепенно и раздоила.
Большие сложности испытали, когда в начале 1980-х годов переходили на машинное доение, но и это освоили. Нина Анатольевна имеет звания «Мастер машинного доения», «Мастер высоких надоев». С 1986 до 1991 года ежегодно получала звание трехтысячницы.
Как мало мы знаем о тех женщинах и детях, которые в годы войны, пережив горечь утраты, продолжали трудиться, создавая надёжный тыл, а в годы послевоенного восстановления стали опорой государству в восстановлении сельского хозяйства. Они желали Победы своей Родине и своего личного счастья.
Наталья СМИРНОВА