[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
В преддверии Дня семьи, любви и верности мы попросили супругов рассказать о том пути, который они прошли вместе, и поделиться секретом крепких семейных отношений.
Супруги, которым в этом году исполняется по 78 лет, с апреля по октябрь живут в деревне Горшенина (ранее — Чулпан), где у них пасека, три теплицы и курочки, и лишь изредка Николай Андреевич приезжает в город по делам. В один из таких визитов он и зашел к нам в редакцию.
Рассказ Николая Андреевича — словно подпись в незримом свидетельстве о любви этой пары, подтверждающая по итогам прожитых лет не только сохранность чувства, но и его рост и трансформацию в течение жизни. Это свидетельство не столько о любви, а свидетельство самой любви, на протяжении десятилетий создаваемое двумя людьми проявлениями терпения, самоотдачи, мудрости, поддержки в испытаниях и, прежде всего, осознанием взаимной ответственности.
С любовью встретиться …
До того, как они стали семьей, их судьбы несколько раз случайно пересекались, начиная с самого детства, словно судьба намекала, чтобы не обошли друг друга стороной. Николай Андреевич и Мария Ивановна (в девичестве Патлосова) оба родились в 1943 году: Николай Андреевич в Нестерово, а его будущая жена в Беляево. Впервые они увидели друг друга, когда им было лет по десять: оказавшись в Беляево в гостях у тетки, мальчик Коля обратил внимание на сидящую на заборе девчушку с косичками. Увидел да и, казалось, позабыл.
В Беляево школа была только до четвертого класса, а в Нестерово — семилетняя. Однажды во дворе дома Пересторониных остановилась лошадь с телегой, из которой со словами «Принимайте на квартиру!» выгрузили матрас, а затем ее, Машу. Их матери были знакомы и договорились о том, что Маша будет квартировать у Пересторониных. Увы, вместе будущие супруги проучились недолго, так как через несколько дней девочку перевели в Ункурдинскую школу-восьмилетку. Одноклассниками они все же стали, когда спустя несколько лет в эту же школу после седьмого класса пришел учиться и Николай.
После школы пути молодых людей снова разошлись: Мария стала студенткой Челябинского педагогического института, а Николай на три года ушел в армию. Но как будто специально, чтобы не потерялись друг для друга, в эти годы семья Маши переехала жить в Нестерово. И однажды, когда он приехал на побывку, они встретились и увидели друг друга уже совсем другими глазами. Спустя год сыграли деревенскую свадьбу: все как полагалось, с большой родней с каждой стороны. А вот расписаться в сельсовете, который был в Ункурде, сразу не догадались — важность семейного торжества затмевала эту «несущественную» формальность. И только 29 января 1966 года по настоянию Машиных друзей-студентов зарегистрировали брак в Челябинском дворце бракосочетаний и отпраздновали в кафе студенческую свадьбу.
Время созидания
После окончания института Мария устроилась в школу учителем физики, Николай работал в Ункурдинском совхозе. Домом молодоженам стала заброшенная старая избенка на два окна. Зимой, как ее ни топили, к утру она выстывала так, что вода замерзала в лед. В этих условиях в молодой семье родился первенец Андрей. Вскоре Николай стал комсоргом в Ункурдинском совхозе, и постепенно жизнь пошла в гору: появился свой дом, родились еще дети: дочь Татьяна, а затем и младший сын Егор.
Немалую роль в становлении их семьи сыграло, по мнению Николая Андреевича, и время, в которое создавалась их семья:
— Я считаю, нам повезло, что наша семья родилась в такое время, которое я называю «время созидания»: все вокруг строилось, в совхозах разрабатывались поля, в Нязепетровске строились дороги, начали ходить автобусы. Все мы хотели работать, сделать лучше, больше! В Ункурде жили трудолюбивые, многодетные и дружные семьи. Быстро обзавелись семьями и все комсомольские активисты. И все относились друг к другу очень дружелюбно.
Николай Андреевич с упоением трудился в Ункурдинском совхозе, совершенно не думая о своем профессиональном будущем, но однажды ему поступило предложение поехать учиться. Поступил на очное отделение Троицкого ветеринарного института на зоотехника, но проучился всего год. Каким трудным был для Марии Ивановны этот год, который она провела одна с годовалым сыном на руках, Николай Андреевич осознал уже позже. Но случилось так, что одновременно заболели дети, и быть рядом с семьей для Николая Андреевича оказалось важнее. Институт оканчивал заочно.
Колесо жизни
Все кругом строилось, строились и семьи, может, поэтому людьми того поколения так легко осознавалась необходимость ответственности, в том числе и в семье. У Пересторониных это обоюдное осознание появилось сразу после рождения первого ребенка, а вместе с этим пришла большая сплоченность, укрепление их семейного союза.
За долгие 55 лет супружества в жизни главы семьи Николая Андреевича, по его признанию, были и взлеты, и падения. Когда ему второй раз поступило предложение учиться — на этот раз в партийной школе в Свердловске — Мария Ивановна снова осталась одна с детьми на долгих два года. Затем — назначение Николая Андреевича на ответственные должности и его работа в районном исполкоме. Мария Ивановна в это время не только мать и жена: она трудилась инспектором в районном отделе образования, затем работала в школах №№ 1 и 2. Везде, на любом месте благодаря своей серьезности, вдумчивости, ответственному отношению к работе Мария Ивановна пользовалась уважением коллег и окружающих.
Неоднократно пришлось Пересторониным переезжать: из Ункурды в Нязепетровск и обратно, в Кургу, и Мария Ивановна каждый раз заново выстраивала быт и семейную жизнь. Начинать новую жизнь семье пришлось даже после двадцати лет совместной жизни, когда в конце 1980-х, после многих лет работы Николая Андреевича в райисполкоме, его назначили зоотехником в Ункурдинский совхоз.
В это время в Ункурде семья начала свой второй цикл жизни, смыслом которого стала помощь выросшим детям. Особая ответственность и взаимопонимание к супругам пришло на третьем этапе жизни семьи, когда появились внуки.
«Пожалуй, только на этом этапе мы почувствовали, что, наконец, стали внутренне взрослыми, что за плечами жизнь», — вспоминает Николай Андреевич.
Сейчас у супругов Пересторониных четверо внуков и один правнук.
«Чем больше ответственности, тем спаяннее семья. Постоянная взаимная ответственность, забота, обязанность, долг — это и есть твердая основа всех семейных отношений», — считает Н. А. Пересторонин.
Как и в каждой семье, все было за 55 лет: и бури, и ссоры, но хорошего, благородного — больше. Тяжелым испытанием для супругов стала смерть старшего сына Андрея, но этот трудный этап еще больше сплотил семью.
«Только в последние годы я начал понимать, какой надежной опорой была для меня всю жизнь жена», — с таких слов начался этот мужской рассказ об ответственности как основе отношений, а закончился стихами Расула Гамзатова:
Когда моя жизнь, догорая,
Придет к своему рубежу,
Три слова тебе, дорогая,
Я в час мой последний скажу.
То слово… Хватило бы силы
Мне вымолвить тихо его…
«За все, дорогая, спасибо» , —
Сказал бы я прежде всего.
Смогу ли я слово второе,
Успею ли произнести?
Глаза я устало прикрою:
«За все, дорогая, прости».
И третье я вымолвлю слово,
Своей покоряясь судьбе:
«О, будь, дорогая, здорова,
Здоровья желаю тебе».
А если судьба милосердно
Сказать мне дозволит еще,
Я те же три слова усердно
Опять повторю горячо:
О, только хватило бы силы
Их явственно произнести!
За все, дорогая, спасибо…
Здоровья тебе… И — прости…
Елена СЕВЕРИНА