Ю. Лугинин
Юрий Лугинин в годы службы в Афганистане

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

В 1979 году Юрий Лугинин окончил среднюю школу №27 и поступил в СГПТУ на специальность слесаря-сборщика. Перед армией два месяца отработал слесарем-наладчиком в литейном цехе завода.

В 1982 году восемь ребят из Нязепетровского района по комсомольской путёвке были направлены в пограничные войска, в школу сержантов города Алма-Аты. В их числе Слава Вавилин, Алексей Русинов, Михаил Кипарисов, Варганов (из Ункурды), Коля Кипикин (из Арасланово), Юрий Золотов (из Шемахи). Школа готовила специалистов связи, распределение проходило по всему Союзу. Из 8 нязепетровцев позднее в Афганистан вместе с Ю. Лугининым попал еще Алексей Русинов (ныне проживает в Кусе).

Служба начиналась в закрытом военном городке, где кроме школы связи находились Высшее командное пограничное училище, окружной госпиталь, школа Мургабского пограничного отряда. По окончании 6-месячного обучения Юрий Лугинин получил звание младшего сержанта и должность начальника командно-штабной машины (КШМ). Штабная машина предназначалась для обеспечения связи между заставами, между заставой и отрядом, по открытым и закрытым каналам. По этой же специальности обучались Русинов и Кипарисов.

В начале мая 1983 года состоялось распределение. Юрий Лугинин попал в Ошшский погранотряд (Киргизия), в мотоманевренную группу на должность заместителя командира взвода управления. Его задача состояла в обеспечении связью мотоманевренной группы.

«До ноября проходили горную подготовку, после чего было объявлено, что мы уйдём в Афганистан», — вспоминает Юрий Николаевич.

Обучение отряда состояло в том, чтобы научиться подниматься  и выживать в горах, суметь окопаться среди камней, подготовить позицию. Юрий Николаевич признался, что для него самой большой сложностью было преодоление страха высоты. Тренировались на перевале «Спящая красавица» — на границе Киргизии и Узбекистана.

«Облегчение наступало, только когда спускались», — говорит он.

А это был ещё не самый высокий перевал: в Афганистане ставили засады на перевале Подхотик, самый пик его — 6200 м. Засада была немного ниже — на высоте около 5000 м над уровнем моря, там уже был ледник. Сама точка, где базировалась мотоманевренная группа — пост Бандар ,— 4200 м, нехватка кислорода составляла до 60%.

В ноябре 1983 года колонной прибыли в Мургабский отряд, где в течение двух дней проходили акклиматизацию. (Некоторые, получив на этом этапе отёк лёгких, заканчивали службу). Перешли колонной через реку в Ишкашим, где сняли погоны, все знаки отличия погранвойск, зелёные фуражки. С центральной базы в Гульхане вертолётом прибыли на точку дислокации — пост Бандар. С этой точки поднимались в горы, выставляя засады по трём направлениям. В засаду уходили на неделю, затем на два-три дня спускались на пост для отдыха и вновь уходили в засаду, но уже на другое направление. Бывало, в ожидании каравана время засады увеличивалось до двух недель. Менялись по темноте.

«Ушёл в сумерки, в сумерки и пришёл на новое место дислокации», — говорит Юрий Николаевич.

Уходя, должен был уничтожить все следы своего пребывания и на другом месте вновь начать готовить засаду. В горы несли на себе минимум продуктов, автомат с полным боевым снаряжением, связисты несли еще радиостанцию, гранатометчики — «выстрелы» (реактивные ракеты). Юрий Николаевич признаётся, что в бой приходилось вступать не так часто.

«В нашей группе убитых не было, раненные ребята были», — говорит он.

С декабря по март передвижение караванов по тропам прекращалось, так как начинались снегопады, затем сход лавин, но в засады всё равно ходили.

«В пяти километрах от нашего поста стояли солдаты афганской армии, поддерживающей правительство. Два раза в месяц они приходили на нашу точку и получали продукты, которые увозили на ослах, — рассказывает Ю. Н. Лугинин, — это была наша помощь воюющему афганскому народу. Бывало, отдавали всё, что имелось, и никого не интересовало, как будет выживать наш солдат».

После службы Юрий Николавевич устроился слесарем в депо, а закончил работу на железной дороге машинистом. Сегодня он работает в филиале КПГТ. Директор Е. П. Попилина называет его своей правой рукой.

Наталья СМИРНОВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *