[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Глядя на эту улыбчивую, жизнерадостную женщину, трудно представить, что на днях ей исполнится ни много ни мало — 100 лет. У Марии Федоровны прекрасная память, ясный ум, она помнит все даты, имена и фамилии и с удовольствием рассказывает о своей судьбе, временами тяжелой, перечеркнутой войной и уходом из жизни близких людей.
Родилась М. Ф. Илюшкина 21 июня 1921 года в селе Акбай Башкирской АССР. Родители ее служили у богатых людей, до женитьбы оба вдовствовали, имея маленьких детей на руках. Когда на свет появилась Маша, хозяева помогли — купили им небольшую избушку.
— Я росла пухленькой, румяной — что называется, кровь с молоком, — рассказывает долгожительница. — Помню, когда из Акбая мы переехали в Тардавку, я пошла учиться во второй класс. Технички в школе все глядели на меня: крашеная, мол, ходит. А как-то раз подозвали к себе, одна палец послюнявила, стала мне щеку тереть — не отмывается, только красней становится. Поверили тогда, что это мой естественный цвет лица. А прозвище так и осталось — крашеная. Ох, и поревела я из-за этого!
Трактористка-ударница
Когда Марии исполнилось 9 лет, она пошла работать в колхоз. Там уже трудилась дояркой ее сестра, брат — конюхом, а отец был секретарем партийной организации. Маша была крепкой и сильной и ее определили на вспашку полей плугарем.
«У меня было две лошади, которые запрягались в железные бороны, — вспоминает труженица. — Первый год я боронила, сидя верхом, потом стала за плугом пешком ходить. Ездила на своих лошадях за хлебом и зерном. Перевозили на двух телегах четырнадцать мешков, загружала и выгружала я их наравне с парнями, а в мешке 50 кг зерна было».
Однажды соседский парень Миша сказал девушке, что молодых колхозников будут направлять в Емаши на трехмесячные курсы, только нужно выбрать, на кого учиться: пчеловода, счетовода или тракториста.
«Я считала очень хорошо, но все же пошла на курсы трактористов, — рассказывает Мария Федоровна. — Трактористам в колхозе в то время начисляли целых пять «палочек» за трудодень!».
Когда началась война, из деревни на фронт ушли все мужчины и парни. Мария села на трактор и всю войну проработала трактористом.
«Начинала я с колесного трактора, потом пересела на СХТЗ-НАТИ — первый гусеничный трактор, — рассказывает М. Ф. Илюшкина. — Затем меня назначили бригадиром, дали в подчинение двух трактористов и два трактора-колесника. Бригада под моим руководством демонстрировала повышенную производительность труда, и меня всегда приглашали на слет ударников. Один раз там мне подарили туфли, потом отрез материала, я сшила из него платья».
Девушка настолько разбиралась в тракторах, что даже издалека, на слух, могла определить неполадки в технике.
«Как-то раз утром к нам приехал председатель и завезли зерно для сева, — вспоминает Мария Федоровна. — Тут я услышала какой-то непонятный стук в тракторе, который ехал на поле, таща три сеялки, и сразу побежала ему навстречу. В мотор заглянула, а он аж расплавился, шатуны все выбило. Поняла — в нем давно масла нет. И такая злость меня на тракториста взяла, что сняла крышку и в него запустила».
Не обходилось в работе и без несчастных случаев. Однажды вечером Мария с трактористом заливали в ЧТЗ лигроин, который в то время использовали вместо керосина, и на девушку опрокинулось полное ведро горючей смеси.
«Но работу мы не бросили, я лишь футболку отжала и обратно ее надела, — рассказывает труженица. — Пашем, а у меня тело все горит. Не выдержала, пошла домой. Мама помогла мне раздеться и ужаснулась — на теле до пояса ожоги, кожа полопалась. Утром на лошади отвезли меня в больницу. Как только раны зажили, опять пошла работать на поле».
Жили — не тужили
Из колхоза Мария буквально сбежала — устроилась работать стрелочницей в Бакале, получила комнату. На новом месте девушка не только забыла о тяжелой физической работе, но и встретила свою судьбу.
В 1945 году в Бакал привезли 1,5 тыс. военнопленных работать на рудники. В их числе был Федор Илюшкин из Пензенской области. Он попал в концлагерь, будучи в армии генерала-предателя Власова. Федор Алексеевич вспоминал, как на поляну, где советские солдаты устроили привал, вышли эсэсовцы с собаками и погнали красноармейцев в Западную Германию. В концлагере мужчина пробыл более двух лет. Когда закончилась война, узников освободили, погрузили в теплушки и повезли в Советский Союз. Так Ф. А. Илюшкин попал в Бакал. Там бывшие военнопленные работали и жили, причем год без права переписки и пять лет без права выезда.
«Из-за этого многие мужчины в то время потеряли свои прежние семьи», — говорит долгожительница.
После того, как Мария и Федор поженились, с мужчины сняли статус заключенного, и он смог устроиться на железную дорогу обходчиком. В 1947 году на свет появилась их старшая дочь Валентина. Всего же у Илюшкиных родилось шесть детей: пять дочерей — Валентина, Надежда (сейчас их уже нет в живых), Любовь, Татьяна и Светлана и сын Виктор. Супруги работали, держали коров и овец.
«Жили не хуже других, всем детям дали достойное образование, — говорит Мария Федоровна. — Виктор, например, учился в высшей партийной школе в Челябинске, Любаша — в педагогическом институте».
Будем жить!
Из Бакала Илюшкины переехали в Котово, затем, в начале 1990-х, все, кроме дочерей Надежды и Любови, перебрались в Брединский район, где прожили почти 20 лет. Мария Федоровна и Федор Алексеевич работали в совхозе-миллионере. Жили в достатке, была своя квартира.
В 1994 году Ф. А. Илюшкина не стало. Потом и совхоз обанкротился. Оставшись без любимого мужа, с которым прожили вместе 50 лет, и без работы, Мария Федоровна задумалась о переезде обратно в Котово. Но младшая дочь Светлана решила обосноваться не в селе, а в райцентре и купила дом в Нязепетровске. В феврале 2013 года перед отъездом М. Ф. Илюшкина упала в одной из комнат, споткнувшись об порог, и сломала шейку бедра. В больнице женщине наложили гипс и отправили домой — в медучреждении шел ремонт, на стационар никого не принимали. С тех пор М. Ф. Илюшкина передвигается на инвалидной коляске.
В настоящее время Мария Федоровна проживает вместе со Светланой Федоровной в железнодорожном микрорайоне, в уютной и светлой двухкомнатной квартире. Ее приобрели, получив сертификат на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны.
На мой вопрос, в чем секрет ее долголетия, юбилярша лишь пожимает плечами. Глядя на нее, выслушав рассказ о нелегкой жизни, подумалось, что жить таким людям помогает оптимизм. Они не привыкли жаловаться на трудности — они их преодолевали, всю жизнь трудились, не думая о себе и своем здоровье.
И все-таки, по словам труженицы тыла, судьба у нее была счастливой. Свой столетний юбилей М. Ф. Илюшкина встретит в кругу многочисленных родных и близких. Сейчас у долгожительницы шесть детей, пятнадцать внуков, сорок правнуков и четырнадцать праправнуков.
Оксана ЩЕКАЛЕВА