[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Житель Нязепетровска В. И. Тимофеев поделился воспоминаниями о трудовом пути матери и отца.
Забываются лица тружеников, в советское время составлявших биографию Нязепетровского района. Владимир Ильич считает, что память о трудовой жизни предков не должна быть только достоянием семейного альбома и устных рассказов в кругу родных.
С огоньком в душе
Любовь Леонидовна Тимофеева родилась в 1933 году в Нязепетровске. После окончания школы пошла работать в горсовет в отдел по разборке писем. Там добросовестную комсомолку заметили и направили в деревню Ташкинова — заведующей сельским клубом. Так Люба стала продвигать культурное образование молодежи. Не раз для этого приходилось девушке обращаться к председателю колхоза Субботину с различными просьбами: восстановить здание очага культуры, заготовить для клуба дрова, разрешить выступить на рабочих местах, в полях, в столовых, чтобы вовлечь молодежь в культурно-досуговую деятельность. Для этого нужен огонек в душе, и он у Любы был.
Для проведения выборов в Шемахе потребовался ответственный работник. Так Любовь Леонидовна попала в Шемахинскую библиотеку. В свободное время она обходила все село, информируя жителей и приглашая всех на выборы. В то время численность голосовавшего населения составляла 3 тыс. человек, явка была 99%, выборы длились с утра до позднего вечера.
В обязанности библиотекаря входило и посещение раз в неделю общественных мест с лекциями о текущей обстановке в стране и области, рекомендациями к прочтению художественной литературы, газет и журналов. Периодически в отдел культуры приезжали с проверками — тогда все еще искали врагов народа.
Летними ночами работники сельских учреждений шли на зерноток, лопатами перекидывали зерно, чтобы оно не загорелось. Конечно, очень хотелось спать, и чтобы не заснуть, люди спасались разговорами да песнями. Кроме того, все лето трудящиеся (даже городских привозили) были задействованы на заготовке крапивы — из нее делали витаминную муку.
Для работников культуры проводились семинары в соседнем Уфалее. Дорог не было — были направления, и автобусы туда не ходили. Приходилось добираться на попутках или пешком. Работницы останавливались на «половинке» на ночлег, а утром шли дальше. И это были молодые девушки.
После рождения ребенка Л. Л. Тимофеева устроилась работать воспитателем в детский сад. В то время декретных отпусков не давали, и детей отдавали в ясли очень рано — с трех месяцев. Матери приходили, кормили малышей и уходили на работу. В яслях было 20 грудничков, никаких игрушек не было, работники детского сада мастерили их сами. Трудно тогда приходилось воспитателям: они сами ездили на склад за дровами, содержали огород. Работа в детском саду — это и проверка на прочность: прием рыбьего жира был стрессом не только для детей, но и для воспитателей, а в день прививок рев стоял на всю деревню. Многие молодые девушки, придя на работу в детский сад, задерживались там ненадолго. Говорили: «Эта профессия требует крепкие нервы и терпение», и уходили в бухгалтеры.
В 1982 году Любовь Леонидовна перевелась работать в детский сад «Ромашка» воспитателем младшей группы. Группа была большая — 25 человек, за ними нужно было уследить и на детской площадке, и, особенно, во время похода в кинотеатр. Уйдя в 1990 году на заслуженный отдых, Л. Л. Тимофеева облегченно вздохнула, что за всю работу не было происшествий, трагических случаев.
Любовь Леонидовна всегда читала районную газету и очень гордилась, когда в героях публикаций узнавала своих воспитанников. Она помнила каждого.
Чтобы не было стыдно
Илья Иосифович Тимофеев родился в 1934 году в с. Шемаха. До армии успел побыть железнодорожником, работал на станции Сказ. В 1952 году был призван на службу, попал на грузинскую границу. В части Илья занимался овчарками, которые несли там службу: выращивал собачат, ходил со своими подопечными на охрану участка.
В то время тревоги были постоянные: местные жители по наказам Запада проверяли границу на прочность. Солдаты с трудом выносили это, не спали по несколько ночей. Тяжело приходилось и служебным собакам. Когда они засыпали, солдаты не будили четвероногих сослуживцев, а на палатках несли до заданного места, где находилась точка связи. Сапоги у пограничников снашивались в течение трех месяцев. Удерживать собаку, идущую по следу, было очень трудно, а держать превосходство над овчаркой с огромными зубами и весом 80 кг удавалось не всем. Четвероногие помощники не прощали предательства и были злопамятны. Когда заканчивалась служба, при расставании ревели не только солдаты, но и их подопечные собаки.
Учебные стрельбы у пограничников были постоянными, патронов не жалели — важен был результат. За достигнутые успехи на службе в рядах погранвойск И. И. Тимофеев был отмечен почетными грамотами.
Окончание армейской службы Ильи совпало с электрификацией Шемахинского совхоза. Начали строить коровники, телятники, гаражи, и это все нужно было подключать к электричеству. Электриков в совхозе тогда не было, и директор сумел убедить молодого парня поехать в далекий Пласт учиться.
На смену ручному труду стала приходить механизация. В совхоз поступило никем не виданное оборудование: доильные и сварочные аппараты, электрические транспортеры для зерна, лампы нового поколения ДРЛ. Строили зерносушилки, устанавливали кочегарки с водяным отоплением на электродвигателях новых испытательных образцов. Учиться было не у кого, и молодой электрик Илья Тимофеев изучал все самостоятельно и еще обучал помощников.
Весной мост, ведущий на фермы, сносило льдом, до работы люди добирались на лодках по бурлящей Уфе шириной более 100 метров. Адреналина вырабатывалось — хоть отбавляй!
Во время посевной и уборочной кампаний сельскохозяйственные труженики работали не только днем, но и ночью. Все освещение ложилось на плечи электрика. В то время еще не было автовышек, и чтобы влезть на столб, высота которого доходила до 10 метров, необходима была большая физическая выносливость. Не раз приходилось Илье Иосифовичу взбираться наверх электрического столба с фонарем в одной руке (чтобы установить его), да еще и борясь с ветром. Работал И. Тимофеев и на пекарне: устранял поломки, чтобы деревенские жители не остались без хлеба.
В общем, всюду успевал Илья Иосифович. Работал (в прямом и в переносном смысле) под напряжением, так, чтобы не было стыдно перед односельчанами.
Оксана ЩЕКАЛЕВА