Никогда не знавшая ремонта система городского уличного освещения создана по круговому типу наподобие елочной гирлянды с единым «пультом управления». После июльских шквалистых ветров в городе случилось то, что когда-либо должно было произойти: пульт сгорел, и город утонул во мраке.

«Ветер, ветер, ты могуч…»

Система уличного освещения в Нязепетровске — наследие некогда великой эпохи, которой давно уж нет. Пока на протяжении новых российских десятилетий время стремительно летело вперед на крыльях новых технологий, все хозяйственные объекты, созданные в советское время, быстро ветшали. Уличная электросеть в Нязепетровске, оборудованная алюминиевыми открытыми проводами, которые во время непогоды перехлестываются и замыкают, также давно устарела. Современные светодиодные лампы в уличных светильниках нашего города начали появляться только после 2012 года, когда был заключен специальный контракт с челябинской компанией «Энергосервис». В рамках контракта в течение семи лет осуществлялась лишь частичная установка светодиодных ламп и замена сгоревших светильников. Полноценного ремонта сети уличного освещения никогда не было.

В этом году запас прочности уличной «гирлянды», видимо, иссяк: первая по-настоящему крупная аварийная ситуация произошла в январе этого года, а ровно через полгода вся система не выдержала натиска шквалистого ветра. О причинах критической ситуации и мерах по ее устранению рассказал глава Нязепетровского городского поселения Г. В. Лукоянов.

— Произошли одновременные множественные замыкания, перехлесты и обрывы, что привело к полному выходу из строя автоматической системы управления сетью уличного освещения. Именно поэтому где-то свет горит целыми днями, а где-то его нет ни днем, ни ночью. Попытки отремонтировать автоматику привели к новым множественным замыканиями и ухудшению ситуации, поскольку уличная сеть создана по круговому типу, как елочная гирлянда, и замыкания сказываются сразу на всей сети. В такой ситуации усложняется выявление аварийных участков: чтобы все их найти, нужно обследовать большую протяженность сетей, — объяснил Геннадий Васильевич.

Выход из критической ситуации усложняют сразу несколько факторов.

Система нежизнеспособна

Ситуация с долголетним отсутствием ремонта системы уличного освещения существует не только в нашем городе. В рамках закона о контрактной система № 44-ФЗ у местных администраций нет возможности заключить договор на полноценное, в том числе аварийное обслуживание уличной сети.

— Контрактная система в принципе не позволяет нам заключать такие договоры, так как при выходе на аукцион в смете требуется изначально указывать конкретный перечень необходимых работ, а аварийное обслуживание связано с непредсказуемыми ситуациями. Поэтому любой договор на обслуживание и текущий ремонт сети подразумевает лишь ремонт сгоревших светильников по конкретным адресам и мелкий ремонт. Кардинально эти меры не спасают, потому что существующая система давно нежизнеспособна и в одночасье начала рушиться, — рассказал Г. В. Лукоянов.

Но даже и на уровне мелкого ремонта после прихода на территорию города челябинской энергоснабжающей организации ОАО «МРСК Урала» обслуживание уличной электросети стало обусловлено множеством препон. Потенциальные подрядчики не хотят проходить через усложненную схему взаимодействия с МРСК и просто не выходят на аукцион.

Все сплетено

Несколько лет назад вся система электрических сетей Нязепетровска была передана на обслуживание Челябинской компании ОАО «МРСК Урала». В число переданных сетей не вошли электросети железнодорожного микрорайона и сеть городского уличного освещения. Первые находятся на обслуживании у Бердушской дистанции элекстроснабжения, а уличную сеть МРСК не может принять на обслуживание из-за несоответствия современным требованиям.

Таким образом, на данный момент полномочия на содержание и ремонт уличного освещения по-прежнему остаются у органов местного самоуправления, но фактически эта сеть «вплетена» в электросети МРСК. Проведение аварийно-восстановительных работ сторонним организациям в своих сетях МРСК Урала разрешает только после прохождения сотрудниками этих организаций специального обучения и сдачи экзамена на переаттестацию.

— Для устранения аварийной ситуации администрация города вела переговоры с двумя энергоресурсными организациями. Обе отказались заключать прямые договоры из-за необходимости взаимодействовать с МРСК. Кроме переаттестации, в МРСК существуют свои планы и нормы отключения энергии. Так, в ситуациях, не угрожающих жизни, запрос на проведение работ на каждом участке необходимо отправлять за 10 дней до нужной даты. В ситуации масштабной аварии взаимодействие с МРСК сильно усложнит и надолго затянет процесс, так как на данный момент установлены места далеко не всех замыканий, — продолжает глава города.

Администрация обратилась с официальным письмом в ОАО «МРСК Урала» с просьбой провести аварийно-восстановительные работы по прямому договору. Но в Нязепетровском филиале МРСК этим летом большой объем плановых и аварийных работ и недостаточное количество сотрудников в связи с тем, что областное руководство МРСК Урала постоянно отзывает нязепетровские бригады на объекты в других городах.

Сотрудники МРСК уже начали работу по поиску обрывов, перехлестов и замыканий, но в начале этой недели бригаду направили в Уфалей.

— Зимой после сильного ветра только в Рогатке было обнаружено шесть одномоментных замыканий. Сколько сейчас их по городу — трудно даже представить. Жителям стоит запастись терпением, процесс не будет быстрым, — говорит Геннадий Васильевич.

Более повезло железнодорожному микрорайону: там уличная сеть, как и основная, находится в обслуживании Бердяушской дистанции электроснабжения Челябинского отделения ЮУЖД. Удалось оперативно заключить прямой договор с индивидуальным предпринимателем, и в течение десяти дней основная часть последствий аварии в этом микрорайоне была устранена (за исключением поселка Новая Уфа, обслуживаемого МРСК).

Новые электроопоры, появившиеся на улицах железнодорожного микрорайона, — это будущие линии энергоснабжения жилой сферы, установленные Бердяушской дистанцией электроснабжения. Они будут оборудованы современными СИПами. В связи с этим в следующем году в этом микрорайоне планируется заменить все уличные светильники лампового типа на энергосберегающие.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Перспектива только одна: капитальная реконструкция сети уличного освещения с разбивкой энергопитаний по отдельным ТП в каждом микрорайоне и заменой алюминиевых проводов на СИПы (самоизолирующиеся провода), не подверженные внешним влияниям. Тогда будет возможность локально и быстро искать аварийные участки.

— Это работа на очень долгую перспективу. Протяженность уличных сетей в городе порядка 100 км. Один только проект будет стоить несколько миллионов, реализация потребует привлечения областных средств. Сейчас мы можем только ждать, когда у МРСК будет возможность заняться ремонтом, — подводит итог Г. В. Лукоянов.

Елена СЕВЕРИНА

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *