Под таким названием прошла очередная музейная пятница. Гости МВЦ узнали много неизвестных и удивительных фактов из жизни района в суровые годы Великой Отечественной, увидели уникальные фотодокументы, статистические сведения, материалы периодической печати, кадры военной кинохроники.

 Родина-мать зовет!

«Внимание, говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!» — раздался голос из колонки, а на экране появился плакат «Родина-мать зовет!», созданный художником Ираклием Тоидзе.

— Услышав правительственное сообщение по радио, жена художника Тамара Федоровна вбежала в его мастерскую с криком: «Война!». Выражение ее лица было такое, что Ираклий сказал: «Стой так и не двигайся!». Он взял карандаш и сделал набросок будущего плаката «Родина-мать зовет», — так начал свое выступление ведущий мероприятия, научный сотрудник МВЦ Н. М. Кислов. — Уже к утру следующего дня, 23 июня, плакат был готов, а уже через неделю он вышел миллионным тиражом из печати. Эти плакаты с горячим призывом висели на сборных пунктах, вокзалах, проходных заводов, правлениях колхозов, на заборах. Стоит отметить, что Тамара Тоидзе в это время была еще молодой, поэтому художник намеренно состарил ее на портрете, чтобы в лице женщины каждый солдат видел свою мать.

«На зов» немедленно откликнулись молодые нязепетровцы: 22 июня, сразу же после сообщения по радио о начале войны, они пришли в райвоенкомат записываться добровольцами на фронт, а 23 июня 1941 года районная газета «Социалистический труд» напечатала заметку, в которой говорилось об этом героическом поступке. Первым к райвоенкому Г. П. Радужному прибежал участник войны с белофиннами Александр Коровин с просьбой отправить его на фронт. Написанное им заявление было таким:

«Прошу райвоенкомат зачислить меня добровольцем в действующую Красную Армию. Буду громить фашистских агрессоров так же, как я громил в свое время финскую белогвардейщину. Свой священный долг перед Родиной с честью выполню. Александр Коровин». Таким же патриотизмом были наполнены и другие заявления добровольцев — в течение четырех дней их поступило более 80.

22 июня вышел и указ президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных, родившихся с 1905 года по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считалось 23 июня 1941 года.

Несмотря на внезапность нападения врага на нашу страну, руководство нашего района проявило выдержку, организованность в решении вопросов, связанных с мобилизацией. Так, уже в ночь на 23 июня, а именно в 00.40, в Нязепетровске состоялось экстренное заседание бюро райкома партии по вопросу мобилизации. В 01.30 проведено совещание с секретарями партийных организаций по развертыванию массово-политической работы среди населения. К 6 часам утра 23 июня были укомплектованы аппараты сборного, конно- и автосдаточного пунктов. К 16 часам того же дня все пункты были полностью подготовлены для приема людей, лошадей и автотранспорта. В течение четырех дней мобилизации правительственное задание Нязепетровским районом было выполнено в полном объеме, и в установленные сроки были погружены и отравлены к месту назначения 12 автомашин, 10 тракторов и 79 лошадей.

— Уже 26 июня на станции Нязепетровской состоялись проводы первых 180 жителей района, мобилизованных в Красную Армию, среди них было 50 добровольцев, — рассказывает Н. М. Кислов. — Проводить земляков на фронт пришли более 700 человек. Матери со слезами на глазах провожали сыновей и дочерей, жены — мужей. Молодые ребята играли на гармошке, девушки пели песни и частушки. Никто не думал, что война затянется так надолго…

Всего за годы войны на фронт было призвано 6007 жителей нашего района, погибли на полях сражений и умерли от ран в госпиталях 3778 человек.

Эвакуированные

26 августа 1941 года в районе была создана комиссия для приема эвакуированных. Всего в Нязепетровском районе было размещено 1629 человек, в том числе около 60 семей командного состава.

В конце августа на ст. Нязепетровской остановился состав с эвакуированным детским домом (дошкольным) им. Крупской из Подмосковья. Состав прибыл со всем оборудованием: кроватями, постельным бельем, одеждой. Детский дом разместили в здании, которое накануне войны было построено для родильного дома на Катайской горе, а также в двухэтажном доме Бархатовых на ул. Просвещенской.

Еще один состав с эвакуированным детским домом им. Тимирязева остановился на ст. Арасланово. В нем были дети школьного возраста — более 120 человек. Их разместили в Шемахе, в четырех зданиях: двухэтажных особняках и волостном правлении.

В Нязепетровске детский дом просуществовал до 1946 года, в Шемахе — до 1957 года.

Также в Шемаху был эвакуирован из Ленинграда трест «Спецгидропроект № 2» (проектный институт), или Ленгидеп, возглавляемый П. М. Яновским. Петр Митрофанович Яновский — почетный энергетик СССР, заслуженный строитель РСФСР. Под его руководством разработаны проекты Новосибирской, Усть-Каменогорской и других ГЭС, развернуты работы Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.

В Шемахе «Спецгидропроект №  2» разместился в бывшем двухэтажном особняке П. И. Новгородцева (сейчас этого дома уже нет). Условия жизни сотрудников института в эвакуации были сложными, но несмотря на бытовые трудности, коллективом Ленгидепа буквально за полгода были подготовлены проекты электростанций на 32 реках, охватывающих 42 гидроузла общей мощностью 360 МВт на Урале и в Средней Азии, с целью создания энергетической базы для эвакуированных туда заводов. Для первоочередного строительства отобрали 15 малых гидроэлектростанций, в том числе и в Нязепетровске — на р. Уфе. Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь…

Всего за годы войны Шемаха приютила более 250 человек, эвакуированных из западных районов СССР, Подмосковья и Ленинграда, в том числе более сотни детей. Много было людей с высшим образованием, практически все они работали в проектном институте «Спецгидропроект № 2».

Жили эвакуированные также в Нязепетровске, Ункурде, Новой Уфе (там было размещено больше всего эвакуированных — почти 300 человек). Среди них были и врачи, некоторых позднее призвали в Красную Армию в качестве военврачей.

В конце августа 1941 года было решено разместить в Нязепетровске эвакогоспиталь-3878 народного комиссариата здравоохранения на 200 коек. Начальником госпиталя была назначена М. М. Рычкова, которая работала главврачом районной больницы. Благодаря Марии Михайловне была проведена огромная работа по переоборудованию и ремонту помещений средней школы № 1 и райисполкома, которые были отданы под хирургическое и терапевтическое отделения эвакогоспиталя. С помощью райвоенкома Г. П. Радужного госпиталю были выделены две автомашины и четыре лошади с упряжью. Из амбулатории были переданы рентгенаппарат и другое физиотерапевтическое оборудование. Вся эта работа была проведена менее чем за 2 недели, и уже 20 сентября госпиталь принял 50 первых пациентов. К началу октября все 200 коек были заполнены ранеными бойцами и командирами Красной Армии.

В Нязепетровске был создан комитет по обслуживанию больных и раненых, в качестве шефов над госпиталем были закреплены железнодорожные организации, завод им. Калинина, леспромхоз, Челябторг и артели им. Свердлова и «Волна революции».

Большую помощь госпиталю оказывал женсовет, возглавляемый З. Е. Рибок. Женщины ухаживали за больными, бесплатно шили постельное и нательное белье, приводили в порядок обмундирование, стирали перевязочный материал, передавали в госпиталь овощи, ягоды и лечебные травы.

Школьники устраивали концерты для бойцов, читали им газеты, художественную литературу, помогали писать письма родным, разносили почту, участвовали в ремонте зданий. В сентябре 1942 года госпиталь был передислоцирован в пос. Миньяр.

11 ноября 1942 года в Нязепетровск было эвакуировано Ростовское артиллерийское училище. Курсантов разместили в здании бывшей церкви, где для них были построены трехэтажные нары. В училище было 3 дивизиона, в каждом — по 3 батареи, в каждой из которых — порядка 120 курсантов. Учебные аудитории находились в здании средней школы, где ранее размещался эвакогоспиталь, а столовая училища — на углу Ленина и К. Маркса, в бывшем купеческом доме Шерстневых. Все общественно-политические мероприятия училища проводились в заводском клубе им. Калинина, построенном накануне войны.

Курсанты привезли с собой музыкальные инструменты — в Ростове у них был джазовый ансамбль. В Нязепетровске они поставили оперетты «Запорожец за Дунаем» и «Сильва», где женские роли исполнили участницы художественной самодеятельности заводского клуба.

В мае 1943 года, в связи со сложной обстановкой на фронте, курсанты 1922 — 1923 годов рождения, даже не окончив ускоренного курса, были отправлены на фронт. Летом 1943 года училище из Нязепетровска было передислоцировано в Челябинск, а в 1944 году возвращено в Ростов-на-Дону.

Бригада

4 ноября 1941 года в Нязепетровске началось формирование 65-й отдельной морской стрелковой бригады, оно продолжалось чуть более двух недель. Изначально на формирование бригады прибыло 1,5 тыс. человек из стрелковых полков частей береговой обороны, береговых баз и строительных батальонов Тихоокеанского флота. По численности вооружения бригада представляла собой усиленный полк от трехбатальонного состава.

Моряки должны были образовать костяк стрелковой бригады и поэтому были равномерно распределены по всем подразделениям. Всего же в бригаду поступило 377 человек командного состава и 3205 человек рядового состава. Среди бойцов 605 человек в свое время были участниками боевых сражений.

Бойцы были размещены в клубах, прежде всего им. Кутасова, леспромхозах, казармах на Старой и Новой Уфе, в кинотеатре, а также в частных домах — по 5 — 7 человек. С целью инспектирования формирующейся воинской части 4 декабря 1941 года Нязепетровск посетил Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. Клемент Ефремович отметил, что объехал много городов и сел в Татарии и Башкирии, где формируются воинские части, но нигде не видел такой, как в Нязепетровске, огромной проделанной работы со стороны районных организаций по оказанию помощи Красной Армии.

12 — 14 декабря 1941 года в пяти эшелонах бригада выехала на Карельский фронт. По партийной мобилизации из Челябинской области в нее было призвано 376 человек, в их числе и порядка 30 нязепетровцев.

С 1942 года по 1944 год бригада вела оборонительные бои на Карельском фронте, большая часть сформированной в Нязепетровске бригады погибла.

Ушли на фронт  добровольцами

Вместе со всем советским народом жители Нязепетровского района на всех фронтах героически сражались с ненавистным врагом.

Н. Ф. Евсеев в июне 1942 года окончил Златоустовское фельдшерско-акушерское училище и Нязепетровским райздравотделом был назначен заведующим Харлановским медпунктом. В ноябре 1943 года в возрасте 17,5 лет добровольцем ушел на фронт. Был командиром медико-санитарного взвода. Дошел до Берлина и Праги, трижды был ранен. Николай Федорович награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

Василий Николаев (из Шемахи) 13-летним подростком сбежал на фронт. С воинским эшелоном в июне 1942 года он добрался до Северо-Западного фронта. Был поставлен на довольствие и определен в оружейную мастерскую 312-го стрелкового полка 26 стрелковой дивизии. Оружие, отремонтированное им, безотказно действовало в бою. За это командир полка в марте 1943 года наградил юношу медалью «За боевые заслуги». В одном из боев В. Николаев был тяжело ранен и, не приходя в сознание, 21 октября 1943 года умер.

Молодые нязепетровцы В. Я. Рибок (погиб 23 мая 1943 года) и Д. П. Плеханов (погиб 19 сентября 1943 года) последние дни и мгновения жизни были за штурвалом боевых самолетов. Им было всего 20 лет. Немало уничтожили фашистов и боевой техники на своих штурмовиках Г. Т . Чебыкин, Л. С. Слесарев, П. Л. Нестеров, Н. К. Добычин.

Героическую страницу в суровой летописи войны вписал и наш 10-й Уральский добровольческий корпус. Среди добровольцев корпуса, сформированного в 1943 году, были и наши земляки. Среди них — участник гражданской войны в Испании в 1936 — 1937 гг. уроженец Ункурды А. В. Лавров. В свое время за проявленный героизм и выполнение национального долга он был награжден двумя орденами Красного Знамени. Еще один наш земляк — М. А. Тимофоеев из Шемахи — был в составе 63-й Челябинской танковой бригады, после войны дослужился до генерал-майора КГБ.

Многие нязепетровцы в годы войны командовали различными подразделениями, отделениями, взводами, были заместителями командиров. Среди них — А. Х. Тюленев. Он был заместителем командира 275-го гвардейского стрелкового полка, награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, орденом Александра Невского. П. И. Беспалов в годы войны был заместителем командира по политчасти, остался на дальнейшую военную службу. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина».

Дошли до Берлина также А. В. Лавров, И. Е. Субботин, Р. И. Вехов и многие другие нязепетровцы. В параде Победы участвовали А. С. Ведерников, В. Ф. Днепровский, З. Г. Ламанова.

За ратный подвиг на полях сражений более 2 тыс. нязепетровцев награждены орденами и медалями, шестеро (И. Н. Колин, И. В. Южанинов, А. А. Худяков, А. Ф. Патраков, В. А. Похвалин, Х. А. Кульман) удостоены звания Героя Советского Союза, З. М. Арусланов и И. Д. Голдырев стали полными кавалерами ордена Славы.

Всё для фронта,  всё для Победы!

9 октября 1941 года Госкомитет обороны обязал Нязепетровский завод подготовиться к приему и размещению оборудования и кадров эвакуированного Новокраматорского завода и организовать производство авибомб. Кроме корпусов авиационных бомб (их производили по 200 штук в сутки), завод выпускал также капсулы с зажигательной смесью для ампулометов (смесь была такая, что она намертво прилипала к бронетехнике и сразу воспламенялась, выжить было невозможно) и коробки для противогазов.

14 — 15-летние юноши и девушки заменили у станков своих отцов и старших братьев, опытных кадровых рабочих, ушедших на фронт. Подростки работали по 12 — 14 часов в сутки, бывало, на заводе и ночевали.

Силами заводчан в 1943 году была построена железнодорожная ветка от станции до завода, кроме того, трудящиеся собрали более 111 тыс. рублей на строительство самолета «Нязепетровский машиностроитель» для Северо-Западного фронта. 7 апреля 1944 года в адрес руководства завода пришла благодарственная телеграмма от И. В. Сталина.

Одной из самых тяжелых в тылу была работа на лесозаготовках — там мужчин заменили молоденькие девушки, солдатки, вдовы. Объем заготовки древесины доходил до 200 тыс. кубометров, производство древесного угля — до 130 тыс. кубометров в год.

Ушедших на фронт мужчин-железнодорожников также заменили женщины: они трудились слесарями, токарями, кочегарами паровозов. В 1941 году профессиями железнодорожников овладели около ста девушек и женщин-домохозяек.

Железнодорожники Нязепетровска собрали более 700 тыс. рублей на строительство бронепоездов «Железнодорожник Южного Урала». Командиром одного из них был нязепетровский железнодорожник Николай Борисов.

На Победу работало и село. Производством сельхозпродукции занимались 24 колхоза, 2 совхоза, Ункурдинская и Шемахинская МТС. Общая посевная площадь составляла 14,5 га, содержалось более 2,6 тыс. лошадей, около 5 тыс. голов крупного рогатого скота, около 2 тыс. голов свиней и 6,5 тыс. овец.

Из МТС на фронт было призвано 58 трактористов, все бригадиры тракторных бригад. Из 24 председателей колхозов призвано 20, из 46 колхозных бригадиров — 41. Их места также заняли женщины и старики. Создавались женские тракторные бригады, лучшими из них были признаны бригады Шемахинской МТС, возглавляемые Е. Г. Житниковой (она кавалер ордена Ленина), Е. И. Рожковой. В период заготовки кормов колхозницы «Ленинского пути» Ункурдинского сельского совета В. И. Горкунова и П. С. Зубарева на конных косилках скашивали до 10 га сена, по две смены не уходя с покоса. Сестры Хаят и Забиба из д. Юлдашево на пару связывали за день по 2 тыс. и больше снопов при норме 350. Подростки в колхозе  работали наравне со взрослыми.

Нязепетровским районом за все время войны было отправлено на фронт более 10 тыс. т хлеба, более 1 тыс. т мяса, более 1 тыс. т масла, сдано на переработку 324 т шерсти. Предприятиями района поставлено в войска 550 лошадей, 37 тракторов, 29 автомобилей. Перечислено в фонд обороны более 4 млн. рублей, на строительство танков «Челябинский колхозник» собрано трудящимися 1,1 млн. рублей, 951 тыс. рублей собрали комсомольцы и молодежь на строительство танковой колонны им. Челябинского комсомола, более 110 тыс. рублей собрали на танковую колонну «Металлург», более 1 млн. руб. было собрано на строительство самолетов и бронепоездов. На фронт было отправлено более 11 тыс. комплектов теплых вещей (полушубки, валенки, шапки, варежки, носки, меховые рукавицы) и более 18 тыс. посылок (порядка 6 железнодорожных вагонов).

Более 1,5 тыс. тружеников района за трудовой энтузиазм в тылу награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

 

Следующая музейная пятница пройдет 5 мая под названием «Песни Победы». В этот же день на втором этаже МВЦ будет развернута выставка «Победный май 45-го».

Подготовила Оксана КОТОВА

 

 

 

Поделиться:
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *