Наш краностроительный завод зарождался как металлургическое предприятие. Славу ему составляли не только краны и строительные машины, но и отливки из легированной стали. В марте 2003 года литейный цех был закрыт, но память о нём живёт в сердцах людей, прошедших через испытание горячим цехом.
Своими воспоминаниями поделились Н. Ф. Меньшикова и З. В. Ерофеева.
Надежда Федоровна родом из Ункурды. По окончании школы работала лаборантом на хлебоприёмном пункте. Вспоминает, что, переехав в Нязепетровск и впервые попав в литейный цех, испугавшись грохота, убежала. Зоя Васильевна работала в литейном цехе с 1964 года, на самых сложных участках литейного производства. Награждена правительственной медалью «За трудовое отличие». Обе более 30 лет трудовой деятельности посвятили литейному цеху, имеют звание ветерана труда.
Профессий в литейном производстве много: шихтовщики, вагранщики, плавильщики, земледелы, формовщики, стерженщики, заливщики, выбивальщики, модельщики и другие. Все профессии трудоёмкие, требующие высочайшего профессионализма, но особую роль в производственном процессе литейного цеха имели женщины-крановщицы. Изначально профессия крановщика литейного цеха считалась мужской. Но в начале 1950-х годов на завод пришел молодой специалист-литейщик В. К. Латыев, производство стало модернизироваться, улучшались условия труда, и постепенно женщины заменили на кранах мужчин. Л. С. Гузачёва, Н. А. Колпакова, Александра Павленко, Г. Ф. Мартынова, А. А. Лукоянова, Н. П. Гаврилова, Н. И. Кирамова, Татьяна Мыльникова, В. К. Гусева, В. И. Диковицкая, Людмила Денищец, Н. М. Красикова, Евгения Морозова, Н. Г. Лукина, В. М. Лукина, В. И. Сокольских, Тамара Мухина, Марина Костюченко, Л. М. Овчинникова, Г. В. Зотова, Августа Матвеева, Зинаида Сапожникова — крановщицы, проработавшие 20 — 30 лет.
«Кто не встречался с таким производством, тому трудно представить, как в подобных условиях можно работать», — говорит Н. Ф. Меньшикова.
Это напряженный, требующий максимального сосредоточения труд, среди постоянного шума и грохота. Концентрация песочной пыли в воздухе иногда такова, что не видно движущегося рядом крана. Вытяжка работала плохо, горячий песок, пыль от выбивки летели прямо в лицо, респираторы не спасали. Двери цеха и зимой были постоянно открыты, поэтому в помещении сквозило.
Литейное производство таково, что на каждом участке предполагается наличие подъёмного крана. На участке, где проводился отжиг готовых деталей, задача крановщицы состояла в том, чтобы вынуть из печи горячие поддоны (их температура доходила до 500 градусов — прим. авт.), окунуть в ёмкость с водой, чтобы закалить. От крановщицы требовался максимум внимания, чтобы соблюсти технику безопасности и не допустить аварии. Особое напряжение требовалось при разливке металла, когда ковш с горячим металлом в несколько тонн необходимо было провести по всему участку, аккуратно подвести к указанным объектам, чтобы залить заформованные опоки. «Боялись, чтобы в этот момент не отказали тормоза», — говорят женщины.
Все крановщицы имели самый высокий — четвёртый — разряд, ежегодно подтверждали свою квалификацию. В сформировавшемся коллективе крановщицы всегда могли заменить друг друга на любом кране, на любом участке.
В ходе социалистического соревнования боролись за чистый участок, за исправный кран. Трудно было поддерживать порядок в цехе при постоянной пыли и смраде, но старались. «Вот так работали. Стояли, как оловянные солдатики, словно был в цехе такой участок, в котором отливали крановщиц из олова», — смеётся Надежда Федоровна.
Коллектив в цехе был дружный, всем цехом выходили на демонстрации, организовывали коллективные дни отдыха, зимой всем цехом ходили на лыжах, летом отдыхали на природе, мужчины играли в футбол, в шахматы. Была и своя цеховая художественная самодеятельность.
Наталья СМИРНОВА