Наследуя от предыдущих поколений памятники культуры и истории и заботясь об их внешнем виде, мы не только сохраняем в коллективной памяти связанные с ними исторические события, но и укрепляем свои культурно-исторические и духовные корни. Какие памятники архитектуры есть в Нязепетровске?
В Нязепетровске три памятника архитектуры, которые являются объектами культурного наследия: храм святых апостолов Петра и Павла, здания музейно-выставочного центра и бывшего третьего механического цеха на территории ООО «ЛМЗ». Эти три здания примерно одного времени постройки: начала и середины XIX века, но при этом цех можно смело назвать объектом особой стратегической важности для города. Он располагается в историческом сердце Нязепетровска — на территории бывшего железоделательного и чугунолитейного завода, откуда есть пошла вся нязепетровская сторона, и в свое время был ключевым средоточием производства: именно в этом цехе размещались прокатные станы, пройдя через которые раскаленный металл принимал форму листового железа.
Здание цеха выполнено в стиле русского классицизма, а элементы оформления фасада имеют отсыл к древнегреческой архитектуре, что неудивительно: русские зодчие учились по классическим греческим канонам.
Исторические воды
Как и полагается памятнику, у третьего механического цеха есть своя легенда. То, что под цехом есть тоннель, по которому в XIX веке проходил водный канал, всем заводчанам было хорошо известно от старожилов Нязепетровска. Этот канал шел через всю территорию завода с севера на юг, а там соединялся с руслом Нязи. Часть канала, выходящая из-под фасада цеха, хорошо просматривается на старинных фотографиях: видно, что через него даже был перекинут мост.
Один из авторов сборника «Нязепетровский Урал» П. П. Бубнов пишет, что сведения о канале, проходившем под цехом, пополнились, когда в советское время возникла производственная необходимость проникнуть в тоннель. Он приводит рассказ бывшего заместителя начальника цеха А. В. Конищева:
«Под зданием цеха открылась большая полость — ее стены были возведены еще при строительстве самого цеха, а перекрытие канала сверху — позднее».
Алексей Васильевич сейчас на заслуженном отдыхе, мы позвонили ему, и он подтвердил, что тоннель под цехом был 2,5 — 3 метра в ширину, а в высоту на полметра выше человеческого роста. Он рассказал также, что в советское время место выхода этого канала из-под цеха было отлично заметно: все, кто когда-либо работал на заводе в Нязепетровске, помнят, что до последних лет там сохранялась большая канава, в которой постоянно скапливалась дождевая и грунтовая вода.
Легенда же связана с тем, что П. П. Бубнов в своей главе, которую он назвал «И плыли по цеху… баржи», сообщает о дополнительном смысле водного канала и пишет, что раньше по канаве, заполненной водой, ходили баржи, на которые «прямо в цехе <…> грузили листовое железо». Он совсем не касается момента, каким именно образом баржи заплывали в цех, тем не менее эта версия стала распространенной. С. А. Нестеров, начальник производственного участка, размещенного в цехе в наши дни, также уверен, что канал проходил внутри цеха, а потом его скрыли под полом.
А плыли ли баржи?
Краеведы В. Ф. Бычков и Б. К. Барыкин подтвердили, что канал действительно был и назывался «ларь», но считают, что ни барки, ни даже небольшие лодки по цеху плавать не могли. Они рассказали, что современное здание бывшего третьего механического цеха — это лишь часть исторического сооружения, что также очень хорошо видно на старых фотографиях. В XIX веке цех выглядел как перевернутая буква «П»: от фронтальной части здания (которая сохранилась) на север продолжались два длинных корпуса, которые заканчивались возле самой заводской стены, являвшейся плотиной. «Обрезали» цех после прорыва плотины в 1922 году, когда было решено закрывать завод и начали разбирать сооружения. С тех пор цех существует в том виде, в каком жители Нязепетровска видят его сейчас.
Канал проходил лишь под частью ныне сохранившегося здания, а начинался у заводской плотины — в него через рабочий прорез в плотине поступала вода для вращения лопастей водяных колес, которые приводили в движение прокатные станы. Основная часть канала шла между двумя длинными цеховыми пролетами, которые и были разобраны после прорыва плотины, а сам канал служил для отвода отработанной воды с водяных колес и с территории завода.
Канала нет с того самого 1922 года, после прорыва плотины: в советские годы, при повторном заполнении пруда, рабочий прорез был надежно залит бетоном, но еще на протяжении почти ста лет из-под здания третьего механического цеха, словно по старой памяти, продолжала идти вода. В конце 2000-х воду пустили в трубу, которую сверху засыпали, превратив бывшую канаву перед цехом в живописную полянку. В наши дни о местоположении бывшего канала напоминает лишь небольшая часть этой трубы, выходящая из-под земли возле самого фасада цеха: в нее до сих пор понемногу продолжает сочиться вода — так, почти буквально, исторические воды продолжают питать культурно-исторические корни города. А чтобы эти воды питали и нас, современников, нужно с бережным трепетом хранить памятники архитектуры, что достались нам в историческое наследство.
Елена СЕВЕРИНА