П.С. Горшенин

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

В конце 1980-х годов было снято табу на тему политических репрессий, а выражалось это в том, что в центральных газетах и журналах, затем на областном и местном уровнях стали публиковать материалы на эту тему.

Наш земляк, легендарная личность, секретарь ЦК ВЛКСМ Павел Сидорович Горшенин тоже был арестован как враг народа.

«Паша Горшенин. Косарев (7-й первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1929 — 1938) — ред.) рекомендовал его на пост секретаря ЦК ВЛКСМ по военной работе. За Горшениным, строгим, подтянутым, в гимнастёрке с поскрипывающими ремнями, стаями бегали мальчишки: «Дяденька, возьми на аэродром». Его книгу «Комсомол и авиация» зачитывали до дыр. Паша первый из комсомольских работников поднял в небо самолёт. И, главное, сплотил вокруг ЦК тысячи преданных военному делу парней и девчат. Где он сейчас, Паша Горшенин, тоже арестованный с клеймом «враг народа»?» — говорится в выдержке из журнала «Огонек», опубликованной 17.03.1988 г.

В свое время мне удалось пообщаться с племянницей П. С. Горшенина — Светланой Георгиевной, которая на тот момент проживала на ул. Пролетарской. Она — дочь Веры Сидоровны, старшей из сестер Павла Сидоровича, с нею он поддерживал постоянную связь — через письма, телефонные звонки. Со слов матери Светлана знала: когда Павел Сидорович стал понимать, что над ним сгущаются тучи, он попросил все присланные им письма, фотографии и подарки уничтожить. Вера Сидоровна решила, что надёжнее спрятать, и закопала их в огороде дома на улице Малой проезжей (ныне Зотова). Но когда наступили времена оттепели, место этого захоронения не нашли.

Более подробную информацию о Павле Сидоровиче предоставил его младший брат — Анатолий Сидорович, живший в Кусе. Он вспоминал, как в годы гражданской войны Павел Сидорович — на тот момент председатель комсомольской ячейки на Ревдинском заводе, член партии — скрывался после побега из Екатеринбургской тюрьмы в Нязепетровске. Город был занят белыми, по улицам разъезжали карательные отряды. Однажды, находясь дома и заметив на улице группу белогвардейцев, Павел принял быстрое решение: «Если зайдут, все выбегайте — я брошу гранату», Тревога оказалась напрасной, но вскоре Павлу пришлось скрываться. С Василием Фельдшеровым (активным комсомольцем) они прятались в Тверской, в маленьком домике на окраине города. Ночью, переодетых в женские платья, дед вывез их в покосную избушку за второй Каменкой. Привозил туда хлеб, продукты.

После освобождения Нязепетровска Павел Сидорович добровольцем вступает в Красную армию. В 1928 году уезжает в Москву, поступает учиться в военную академию им. Фрунзе.

Его брат, Анатолий Сидорович, в 1934 году окончил Кунгурский техникум и был направлен на работу в Кусу, на завод точных камней. Его часто командировали в Москву, где он жил у брата. Жена Павла Сидоровича — Анфиса Дмитриевна (Бехтерева) — всегда радушно встречала гостей. Когда начались годы репрессий, Анатолий Сидорович беспокоился за брата, но утешала мысль, что брать его не за что, он не сын капиталиста.

В 1937 году Анатолий Сидорович в последний раз был в гостях у брата. В этот день он долго ждал его с работы, за время ожидания несколько раз звонили из канцелярии наркома НКВД Ежова, спрашивали Павла Сидоровича. Брат пришёл домой ближе к двенадцати часам ночи, уставший, «в тяжёлом настроении». После сообщения о звонках, ничего не поясняя, ушёл вновь. Домой вернулся только под утро. Видно было, что он о чём- то глубоко переживает. Анатолий Сидорович пытался завести разговор, сказав, что в Кусе берут врагов народа. Павел Сидорович в ответ только поморщился: «Разберутся, всё на свои места встанет». Утром подарил брату свой костюм и чемодан книг. «Мне ничего этого не пригодится», — ответил он удивленному Анатолию Сидоровичу.

А. С. Горшенин многие годы ничего не знал о судьбе своего брата. После XX-го съезда партии Анатолия Сидоровича, работавшего начальником цеха на заводе, вызвал к себе директор. В его кабинете находился человек в военной форме, который официальным тоном резко заявил: «Ваш брат не виновен, но смотрите, никому об этом не болтайте». Анатолий Сидорович был уверен, что после ареста и сталинских застенков брата не расстреляли. В 1941 году Павел Сидорович находился в концлагере для военнопленных. Когда немцы подступали к Москве, всех содержащихся в лагере расстреляли под Житомиром. Среди них, считает Анатолий Сидорович, был его брат. Павел Сидорович Горшенин.

Наталья  СМИРНОВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *