[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
История нашей страны сложна и противоречива, ни одна нация не была подвергнута таким испытаниям, как наш народ.
Воспоминаниями о своих родных решила поделиться П.Г. Щапина. Знакомство с ней состоялось на открытии памятника участникам Великой Отечественной войны в Ситцева. Имена ее отца Григория и двух его братьев — Петра и Аркадия — значатся на мемориальной доске. Прасковья Григорьевна обмолвилась, что, пожалуй, большинство из воинов, призванных с данной территории, – это переселенцы.
Вот и Власовы родом из деревни Выгузово, что находилась в двадцати километрах от Уфы. Из воспоминания внучатого племянника Прасковьи Григорьевны Сергея Кулиша:
«Деревня, где они жили, находилась в живописной местности: вокруг были горы и леса, протекала речка Уфимка, в которой было много рыбы, в лесах – грибов, ягод, орехов. Как и у многих в то время, было большое хозяйство: лошади, коровы, овцы, свиньи, куры, держали пасеки. Рядом с домом – большой огород, где выращивали овощи, а дальше — огромное поле под картофель и пшеницу. На время уборочной семья нанимала работников. Основным источником дохода в семье была продажа на уфимском базаре мяса, молока, шерсти и связанных своими руками вещей. На вырученные деньги покупали все необходимое в быту и хозяйстве: хомуты, керосин, различные инструменты. Остальные предметы быта: мебель, посуду, ведра и бочки делали сами из дерева».
Во время коллективизации братья Василий и Семен Власовы (дед Прасковьи Григорьевны и его брат) отказались вступить в колхоз, за что были раскулачены. О раскулачивании их предупредили примерно за неделю. Сказали, чтобы много вещей с собой не брали: только одежду, которая на них, и еду в дорогу. (Их вещи: одежду, предметы быта, хозяйственные принадлежности потом продавали в их же деревне, устраивая торги). Через несколько дней ночью подогнали лошадей к дому (дело было зимой), усадили в сани и повезли в Уфу на железнодорожную станцию. Ехали всю ночь, а наутро посадили в товарный поезд и отправили в Сибирь. Поселили их на окраине города, в старых бараках, где до этого жили заключенные. Вскоре после приезда в Сибирь умерли родители Семена Ивановича, а затем и двое его сыновей.
Семен Иванович устроился токарем на завод. В 1937 году его обвинили в том, что он использует газеты для самокруток, и по политической статье посадили на десять лет. Этот срок он отбывал в Челябинске. Пережив всё, в 1963 году Семён Иванович с дочерью ездил в Башкирию. Он мечтал вновь переехать на родину. Но от их дома не осталось и следа, возвращать имущество ему отказались, место под строительство дома не дали.
Прасковья Григорьевна говорит, что в Бозово было много переселенцев из числа раскулаченных. Сюда прибыла и семья Василия Ивановича Власова. Здесь уже был создан совхоз, куда люди, лишенные всяких материальных средств, устраивались на работу. В совхозе, в отличие от колхоза, платили зарплату и давали хлеб. Переселенцы начинали с нуля, ко всему ещё и картофель не урождался. Женщины ходили за семенным картофелем в Ункурду. В войну единственным спасением была калега (брюква).
Сегодня, знакомясь с публикациями на тему раскулачивания в интернете, встречаешь суждения о том, что не будь массовых репрессий, не построили бы Магнитку, Днепрогэс и многое другое, не восстановилась бы так быстро наша страна после войны. Хочется спросить людей, давших такие комментарии, хотели бы они оказаться на месте репрессированных?
Наталья СМИРНОВА