С художником Зилей Самситдиновой мы столкнулись совершенно случайно, когда она рисовала пейзаж, который открывается с городской набережной, и договорились встретиться еще раз, чтобы поговорить о том, как работает современный художник.
Перед интервью Зиля пошутила, что раньше о ее жизни друзья узнавали из СМИ. И действительно, перелистав подборку газет прошлых лет, я увидела, что она неоднократно становилась героем публикаций. Но, думаю, что нашим нынешним читателям будет интересно узнать, как складывается жизнь талантливой землячки, которая сегодня живет и работает в Москве.
После обучения на художественном отделении ДШИ Нязепетровска Зиля поступила в ЧГАКИ на дизайн, а потом перевелась в КФУ (г. Казань), где окончила бакалавриат и магистратуру, параллельно работая. Спустя два года защитила диплом в международной школе дизайна (г. Москва).
«Учусь я постоянно. Поэтому после пандемии решила обновить знания и получить квалификацию международного стандарта. Кроме того, мне очень интересно современное искусство, я хотела в нем разбираться, поэтому прошла обучение в Британской высшей школе дизайна (г. Москва)», — рассказала Зиля.
Работая в компании, которая занималась интерьерами, Зиля не оставляла творчество, рисуя для себя и на заказ.
«Когда было много работы по дизайну, я мучалась, — говорит художник. — И если у меня есть возможность сделать эскиз не в 3D-формате, а нарисовать скетч от руки, я обязательно этим пользуюсь. Это придает особую изюминку работе».
В Британской школе дизайна Зиля изучала современное искусство. После одной из выставок, которая прошла в Москве, ее пригласили в крупную IT-компанию для проведения большого корпоративного пленэра.
«Мы рисовали все, что видим вокруг, — рассказывает художница. — Люди, далекие от творчества — программисты, менеджеры, — за два часа не только отдохнули от работы, но и научились чему-то новому».
Сама Зиля также регулярно выходит на пленэры. В Казани она стала участницей Всероссийского пленэра на озере Кабан.
«Все привезли с собой масло, а я пастель. Люди, которые приходили посмотреть на работы художников, удивлялись, что даже обычными мелками можно нарисовать что-то интересное. Хотя живопись — это не клуб избранных. Можно и рисуя угольком из костра, что-то красивое сделать», — уверена мастер.
Одним из самых необычных художница считает пленэр на Курском вокзале, который случился во время учебы в «Британке».
«Мы рисовали местных обитателей и в секунду должны были уловить человека — не только внешний вид, но и характер. А иногда на лице можно всю жизнь увидеть», — рассказала она.
Приехав в Нязепетровск, Зиля не упустила возможность посетить новую набережную и порисовать там.
«Это так здорово, когда в центре города в очень комфортных условиях можно порисовать в свое удовольствие!» — восхищена художница.
Воспользовавшись предложением Зили провести пленэр, фонд «Бардым» в рамках программы «Культурная мозаика: партнерская сеть» благотворительного фонда Тимченко приобрел все необходимые материалы, и в чудесный солнечный день компания из 10 нязепетровцев смогла приобщиться к искусству. Мероприятие понравилось не только участникам, но и зрителям. Хочется надеяться, что оно станет началом цикла открытых пленэров для всех желающих.
Людмила МЕЛАШИЧ