[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]
Во время Великой Отечественной войны в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина был создан самый массовый боевой самолет в истории авиации — Ил-2.
Было выпущено и поставлено на фронт 34943 машины. Этот грозный самолет был оснащен боевой нагрузкой до 600 килограммов бомб, а также двумя пушками 20 мм и двумя пулеметами 7,62 мм. Воздушный стрелок был оснащен пулеметом 12,7 мм и защищал самолет в воздухе от атак вражеской авиации. Фашистская пехота называла наш самолет «Мясником», фашистские летчики — «Железным Густавом», для конструкторов он был «Летающий танк», а летчики его нежно называли «Горбатый». При заходе на цель самолет Ил-2 определял цели, при втором заходе летчики пикировали над целью, в первую очередь уничтожали зенитные орудия, батареи и танки противника. Когда заканчивались бомбы, в бой вступали две пушки и два пулемета «Летающего танка». Все зависело от умения и мастерства летчика. При подлете к цели по первому кругу выявляли огневые цели противника, особенно зенитные установки. По второму кругу уничтожали средства противовоздушной обороны: 20 мм, 37 мм, 88 мм зенитные орудия, которые легко прошивали самолет Ил-2. После того, как боевой комплект бомб заканчивался, на третьем круге в ход шли две пушки 20 мм и два пулемета 7,62 мм. Немецкие зенитные орудия были очень маневренные и по вертикали, и по горизонтали, поэтому экипажи самолетов Ил-2 несли большие потери, но большие потери были и на стороне немецких войск, а фотосъемка атаки на огневые цели фиксировала потери фашистов.
В конце войны в строю нашей авиации осталось около 3 тысяч самолетов Ил-2. Самолет для этой войны был хороший и нужный, но он не очень сберегал экипажи: погибли 7837 летчиков и воздушных стрелков. Члены экипажа иногда делили одну судьбу на двоих, погибая вместе.
Расскажу о летчиках и воздушных стрелках штурмовой авиации — наших земляках.
Павел Данилович Андреев, 1925 г. р., Нязепетровский район, младший сержант, воздушный стрелок 566 штурмового авиационного полка 224 штурмовой авиационной дивизии. Воевал на Брянском фронте. Погиб 17.04.1943 г.: не вернулся с боевого задания.
Василий Иванович Шлемин, 1915 г. р., г. Нязепетровск, младший лейтенант, командир звена 826 штурмового авиационного полка 211 штурмовой авиационной дивизии. Воевал на Калининском фронте. Погиб 12.10.1943 г.
Николай Данилович Викулов, 1922 г. р., г. Нязепетровск, ефрейтор, воздушный стрелок 41 штурмового авиационного полка 299 штурмовой авиационной дивизии. Воевал на Центральном фронте. Погиб 22.07.1943 г.: не вернулся с боевого задания.
Петр Михайлович Мухин, 1923 г. р., Нязепетровский район, старший сержант, авиационный механик 525 штурмового авиационного полка 227 штурмовой авиационной дивизии. На фронте с 1942 года. Воевал на 4 Украинском фронте. За обслуживание 120 успешных боевых самолетовылетов и быструю подготовку к боевым вылетам Петр Михайлович был награжден медалью «За боевые заслуги».
Иван Николаевич Киселев, 1925 г. р., Нязепетровский район, сержант, воздушный стрелок 95 штурмового авиационного полка 5 штурмовой авиационной дивизии. На фронте с 1943 года. Воевал на 1 Украинском фронте. За 17 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку войск противника Иван Николаевич был награжден медалью «За отвагу».
Анатолий Максимович Голдобин, 1922 г. р., Нязепетровский район, старший сержант, авиационный механик 999 штурмового авиационного полка 277 штурмовой авиационной дивизии. На фронте с сентября 1941 года. Воевал на Ленинградском, 3 Белорусском фронтах. За обеспечение бесперебойной работы по обслуживанию 125 самолетовылетов на штурмовку войск противника был награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом Красной Звезды.
Леонид Степанович Слесарев, 1923 г. р., Нязепетровский район, старший сержант, механик авиавооружения 93 штурмового авиационного полка. На фронте с июля 1943 года. Воевал на Сталинградском, Юго-Западном, 1, 3 Украинском фронтах. За 4 успешных боевых вылета в качестве воздушного стрелка был награжден медалью «За отвагу». Работая механиком авиационного вооружения, обслужил 360 самолетовылетов. За эти действия Леонид Степанович был награжден орденом Красной Звезды.
Самолет Ил-2 защищал советское небо с самого начала Великой Отечественной войны. Основными целями штурмовиков были танки, немецкая пехота, огневые точки, зенитные и артиллерийские батареи, скопления техники, железнодорожные станции и склады в прифронтовой полосе. Вклад штурмовиков в победу над фашизмом неоценим.
Анна Титова, г. Верхний Уфалей