Шемахинская рубленая икона
Выяснить историю и назначение шемахинской рубленой иконы предстоит специалистам

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

22 марта представители координационного совета, который образован в Нязепетровском районе в рамках программы «Культурная мозаика: партнерская сеть» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, побывали с рабочим визитом в с. Шемаха.

Главной задачей было познакомиться с местной инициативной группой, обсудить основные этапы подготовки и реализации проекта, а также наметить план работы на ближайшие месяцы.

Уже в завершении встречи директор фонда «Бардым» И. М. Вотинов вспомнил о том, что почти 30 лет назад видел в местном школьном музее рубленую икону и поинтересовался, где она сейчас находится. Оказалось, что она хранится в доме культуры, где и проходила встреча. Уникальная вещь с надписями на старославянском языке заинтересовала всех присутствующих, однако информации о ней не было никакой. Подробнее узнать о том, что это такое, удалось на сайте российского этнографического музея.

Оказалось, что такие резные доски — это уникальное явление старообрядческой культуры. Кресты и иконы, на которых изображен Голгофский крест, чаще всего использовались в качестве мемориальных — их устанавливали на намогильных памятниках, где держали до 40-го дня, а потом забирали и хранили в нежилых помещениях, где они выполняли роль оберега. Их устанавливали над входом в моленную, келью, часовню или над крыльцом жилого дома. А охотники лучшей защитой от пожара и других стихийных бедствий для своих охотничьих избушек считали такую икону, вырезанную левой рукой. Вся композиция на таких иконах обычно заключена в профилированную рамку, в центре композиции находится восьмиконечный крест, слева — копье, справа — трость, по обе стороны от креста — канонические надписи.

Ученые отмечают, что такие иконы изготавливались вплоть до 20-х годов ХХ века, и сегодня резные доски — большая редкость.

Однако позднее нам удалось связаться с экспертом, которая считает, что Шемахинская икона – не мемориальная, а поклонная.

«Это поклонная икона, сохранность прекрасная, доска – с высокой вероятностью липа, возраст можно определить только по изотропному анализу, скорее всего – конец XIX – начало ХХ века, не очень старинная, но вполне достойная уважения, — говорит иконописец  М.Г. Наумова. – Это однозначно не намогильная доска – в этом случае она была бы из другой древесины. А липа —  она для внутренних помещений, потому что на улице она моментально портится.

Такую икону выносили на третьей неделе Великого поста – она как раз сейчас идет, воскресный день будет посвящен   святому животворящему кресту, на котором был распят Христос.  Вечернее богослужение в субботу будет посвящено прославлению креста. В конце службы будут петь песнопение, которое написано внизу доски – «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и воскресение Твое славим», будут   трижды класть земные поклоны, молиться, и вот эта икона является  той, которую можно выносить. На то, что она старообрядческая, не указывает ничего – там обычный текст, это общеправославная вещь».

Людмила МЕЛАШИЧ

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *