И.Е. Субботин, Нязепетровск
За расточным станком

[responsivevoice_button voice=»Russian Female» buttontext=»Послушать»]

Сегодня В. И. Субботин очень сожалеет, что не записывал в своё время воспоминания отца о войне. Время неумолимо бежит вперед, из памяти уходят подробности, некогда услышанные от отца, стираются впечатления.

Весь свой боевой путь — от Курской дуги до Берлина — Иван Егорович Субботин прошагал с пехотой. Он говорил:

И.Е. Субботин из Нязепетровска на фронте
19-летний Иван Егорович Субботин, 1944 год, Польша

«Жизнь пехотинца такова: учебная рота, маршевая рота, ранение (в лучшем случае), медсанбат, госпиталь и снова по кругу — учебная рота, маршевая… Для пехотинца одна атака — ранение».

Иван Егорович Субботин родился в сентябре 1925 года в деревне Искуш Белокатайского района в многодетной семье, в которой было пять братьев и пять сестёр. В начале 1930-х годов семья переехала на Бетину заимку Кургинского сельского совета (кто-то подсказал, что здесь «жизнь легче»), родители вступили в колхоз «Социализм».

Когда началась война, до призывного возраста Ивана Егоровича оставалось ещё три года. Думал ли он, что и на его долю выпадет воевать? Старший из братьев Василий в 1941 году погиб под Москвой, Петр, служивший на Дальнем Востоке, добровольцем перевёлся на Ленинградский фронт и в 1942 году был комиссован по ранению, Владимир вернулся домой в 1943 году на костылях. Перед войной деревенских мальчишек-допризывников отправили на учёбу в ФЗО города Карабаша. По окончании обучения Иван Егорович вернулся пешком из Карабаша домой, где его уже ждала повестка. 

«Эх, дороги …»

В январе 1943 года семнадцатилетний Иван Субботин был призван Нязепетровским райвоенкоматом и направлен на полугодовое обучение в Чебаркульскую школу сержантов. Обучение запомнилось, прежде всего, тяжёлым положением курсантов — голод и холод сопровождали их всё время пребывания здесь. В августе 1943 года молодое пополнение прибыло под Курскую дугу. Иван Егорович вошёл в состав 2 роты 1320 стрелкового полка стрелком-пулемётчиком. Его напарник погиб в первом бою, а он получил ранение.

При освобождении Польши Иван Егорович должен был получить свою первую боевую награду: командир роты отправил представление к награждению его орденом Славы. А после был бой на подступах к Варшаве, в котором от батальона осталось три человека, погиб и командир. Так и осталось это представление невостребованным. Иван Егорович в этом бою получил множественные ранения от разорвавшейся мины.

В ходе боёв за Одер он стал свидетелем необычной тактики ведения боя со стороны врага. Сапёры наводили переправу, а фашисты разбивали её с воздуха. Чтобы увеличить разрушительную силу удара, самолёт-истребитель в одной связке с тяжёлым бомбардировщиком, начиненным взрывчаткой, направлялись к переправе. Приблизившись к цели, истребитель отцеплялся и улетал, а огромная смертельная махина падала вниз. Иван Егорович говорил, что подобного он не видел больше нигде.

Впервые из воспоминаний Ивана Егоровича, озвученных его сыном Виктором Ивановичем, узнала, что в боях за Одер участвовал женский батальон СС. Разведчики приводили в качестве «языка» женщин в чёрной немецкой форме с повязкой на рукаве «Воюю за погибшего мужа».

Удивительные истории случаются на войне. Однажды в ходе артобстрела Иван Егорович заметил, что впереди тяжело ранило солдата. Подполз к нему, оказал необходимую помощь, расспросил, откуда тот. Оказалось, оба — уральцы, более того — раненый из деревни Арасланово. По тяжести ранения оба понимали, что солдата комиссуют. Иван Егорович попросил его по пути домой заехать к родителям, передать весточку, что их сын жив. Мужчина исполнил просьбу, а вот Иван Егорович в мирное время так и не собрался навестить однополчанина.

После войны Иван Егорович трудился в одном цехе с Константином Егоровичем Сметаниным. Оба прошли через ад Зееловских высот. Зееловские высоты — это значимая в истории войны операция, которую задумал и осуществил маршал Г. К. Жуков. Иван Егорович — участник «прожекторной атаки», которую описал в своей книге Георгий Константинович. Наши героические земляки вложили немалую лепту в победу на Зееловских высотах. Эта победа открыла прямой путь на Берлин.

Последняя цитадель

К концу войны наша страна набрала мощь. Чувство восхищения и гордости вызывали наши самолёты, летевшие бомбить Берлин. Это было похоже на движущуюся тучу, заполонившую небо от горизонта до горизонта. Зато Германия поистрепалась — к такому выводу пришли наши солдаты, когда на их головы сыпались не бомбы, а пустые прострелянные бочки. Их применяли в качестве психического воздействия на атакующих — бочки издавали страшный вой в воздухе.

Берлин стал последней цитаделью, за которую боролись фашисты. Очень много наших солдат погибло в уличных боях, когда каждый дом был укреплен, на каждой улице выстроена баррикада. Водопровод в городе не работал. И когда с той или другой стороны замечали человека в гражданской одежде, бегущего за водой, огонь прекращали. Этим обстоятельством однажды воспользовались наши солдаты, которые долго не могли взять баррикаду. Затесавшийся среди наших солдат немец-антифашист предложил свою помощь — взял два ведра, наполненные гранатами. Приняв его за лицо гражданское, вражеская сторона прекратила огонь, дала возможность подойти ближе, и он забросал гранатами баррикаду.

Иван Егорович с сожалением вспоминал, что в тот момент, когда штурмовали Рейхстаг, он находился буквально в четырёхстах метрах, его рота в это время штурмовала другой дом.

С войной покончили мы счёты

В 1944 году Ивана Егоровича как молодого и спортивного бойца назначили связным роты.

«Это самое плохое, когда вся рота в окопах, а ты бежишь под обстрелом с донесением или приказом. Вокруг тебя летят земля, песок, а надо добежать до цели», — говорил он.

В феврале 1945 года он вошёл в состав 155 стрелкового полка минометной роты командиром расчёта.

После окончания войны Иван Егорович ещё пять лет нес службу в Берлине.

«Ничего не привёз с войны, потому что шёл всегда в передовых частях, трофеи ему не доставались», — смеется сын.

В семье хранится только зубная щетка немецкого производства. В 1950 году Иван Егорович был демобилизован и вернулся в родной дом. Поступил на завод им. Калинина учеником расточника и всю свою трудовую деятельность работал токарем-расточником. А в мыслях и памяти навсегда осталась война. О ней же напоминали раны и шрамы на теле. Один из осколков вошёл в кость ноги, дело доходило до костылей. В 1955 году благодаря профессионализму хирурга ветеран смог избавиться от осколка.

Имея два боевых ордена Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», знак «Отличный минометчик», Иван Егорович был скромным, даже застенчивым человеком. Своё умение побеждать перенёс в мирную жизнь: в 1971 году за добросовестный труд и достигнутые успехи в выполнении семилетнего плана был награжден орденом Октябрьской Революции.

Наталья СМИРНОВА

 

Поделиться:
Похожие метриалы
Самые свежие публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *